Лекарства с доставкой: как оперативно организовать дистанционную продажу медикаментов
Получить разрешение
Это первый шаг, который должна освоить любая компания для дистанционной продажи лекарств конечному потребителю. Получат такое разрешение только организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и имеющие разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Первыми онлайн-продажи наладят игроки с действующей лицензией, тем, кто только собирается зайти на рынок потребуется время. В среднем срок выдачи фармлицензии составляет около 15 дней. Затем компании должны организовать работу с маркировкой лекарственных средств, а также отладить соответствующие внутренние бизнес-процессы.
На данный момент одобрили уже дистанционную торговлю лекарственными препаратами, в том числе и рецептурными лекарствами, но только во время ЧС и эпидемий. И это не касается препаратов предметно-количественного учета, психотропных и наркотических, а также препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов.
Занятая в дистанционной торговле медикаментами организация должна создать интернет-ресурс и/или мобильное приложение, на котором будут представлены торговые позиции с подробным описанием лекарственных препаратов. У такой организации должно быть не более одного интернет-сайта, который автоматически попадет в государственный реестр. Сайт должен также отвечать всем обязательным условиям для ведения онлайн-торговли, например, наличие детальной информации о товарах, условиях доставки, порядке расчета и др.
Привлечь к работе курьеров
Суть легализации дистанционной торговли лекарствами заключается в доступе к покупке медикаментов гражданами, не имеющим возможности покидать жилье. На протяжении длительного обсуждения законопроекта с 2017 года активно ведутся дискуссии о том, должен ли курьер онлайн-аптеки обладать фармацевтическим образованием.
Отдельное внимание при организации курьерской доставки стоит обратить на то, что не все курьерские службы готовы браться за доставку лекарств в определенном температурном режиме. В зависимости от возможностей локальных курьерских служб не всем удастся делегировать часть реализации и потребуется развитие собственной курьерской службы.
Настроить оборудование на онлайн-продажи
Как и любому интернет-магазину по продаже товаров и услуг, онлайн-аптеке для расчета с покупателями потребуется облачная онлайн-касса. Сервис делает возможным полную автоматизацию фискализации онлайн-продаж, бесперебойность работы касс со стороны поставщика обеспечивается использованием как основных, так и резервных каналов связи. В решение интегрированы системы мониторинга прохождения чеков, валидации корректности передаваемых данных. Кроме того, сервис обеспечивает автоматическое закрытие и открытие кассовых смен. Все это важно для обеспечения круглосуточных продаж без участия сотрудника. Такая касса ориентирована на прием безналичных средств и отправляет чек о покупке на электронную почту или абонентский номер покупателя.
Также онлайн-аптека может выбрать вариант получения оплаты непосредственно в момент передачи заказа курьером. В таком случае все операции по фискализации осуществляются удаленным сотрудником из личного кабинета такого сервиса, с личного мобильного устройства. Понадобится только мобильный эквайринг, который обходится владельцу бизнеса намного дешевле, чем приобретение мобильных онлайн-касс для каждого курьера. При этом специалист через облачный сервис может принимать как безналичные платежи (картой), так и оплату наличными.
Кто первый?
Несмотря на то, что законопроект о дистанционной продаже лекарственных средств прошел в Государственной думе первое чтение еще в 2017 году, «вторую жизнь» он неожиданно получил лишь в период пандемии коронавирусной инфекции и массового карантина. Поскольку законопроект принимается в экстренном режиме, организовать такие продажи нужно максимально быстро. И к такому развитию событий оказались готовы в первую очередь крупные аптечные сети и интернет-ритейлеры. Они попросту готовы – все бизнес-процессы отлажены, а система складов и ПВЗ дает хорошее преимущество по скорости доставки и сервису. Малому и среднему бизнесу стоит поторопиться, чтобы успеть занять свою нишу.
Автор: Юлия Носова
Читайте также: В Госдуму внесли законопроект об ограничении цен на лекарства при эпидемиях