Либо дым, либо пар: почему «паровой» бизнес хотят загнать в подполье?
Участники вейпингового рынка уже свыклись с тем, что это довольно непростой вид бизнеса.
Индустрия нетабачной альтернативы в России появилась лет пять назад, и за это время небольшой рынок электронных вейпов успел пережить несколько кризисов: кто-то не выдержал введения акцизов на жидкости, кто-то лишился клиентов под натиском активной рекламы устройств нагревания табака, а кто-то просто не справился с управлением.
В результате рынок вейпинга сократился: из 5000 компаний, которые этим занимаются, выжило не больше половины.
Сейчас на подходе новая угроза, которая может окончательно добить индустрию пара – 1 апреля правительство планирует рассмотрело проект единого регулирования для сигарет, систем нагревания табака и нетабачных вейпов. Это означает, что продукцию вейп-шопов будет запрещено рекламировать в любой форме, выкладка на полках будет закрыта аналогично тому, как сейчас продают сигареты. Под запрет также подпадет использование вейпов в общественных местах: любой человек, который «парит» где-нибудь на остановке, рискует получить штраф.
Удивляет не сам факт новых ограничений: малый бизнес уже трудно этим поразить. Странно другое: государство видит в вейпах такую же угрозу, как в табаке, хотя вейпинг для наших клиентов – способ отказаться от курения.
Вейпы не безвредны, но в них в разы меньше канцерогенов, и это уже признается в мире: в прошлом году правительство Великобритании официально заявило, что вейпинг на 95% менее вреден, чем сигареты.
Не надо быть экспертом, чтобы понять: по своим физическим свойствам вейпы не имеют отношения к табаку – жидкость в них может вообще не содержать никотина. Поэтому применять к ним такие же требования, как к сигаретам и табачным стикам – то же самое, что одинаково регулировать бензин и косметический вазелин – ведь при их производстве используются нефтепродукты.
Неправильно думать, будто вейпы настолько популярны среди покупателей, что их раскупают также бойко, как сигареты. В России вейпинг уже сейчас, без всяких запретов «сверху», стал узкоспециальным нишевым бизнесом.
Несколько лет назад действительно была атмосфера «хайпа», это было так же модно, как например, иметь «умные часы» или смартфон последнего поколения, и молодежь интересовалась вейпингом. Сейчас «хайп» прошел полностью и безвозвратно, а спрос на вейпы укрепляется за счет взрослого и платежеспособного потребителя.
В вейп-шопы идут осознанные покупатели от 25 лет и старше, посыл которых – бросить курить, а не отдать дань моде. Для наших клиентов жидкость в диапазоне от 200 до 1000 рублей не является запредельной тратой и легко вписывается в график постоянных расходов. Примерно 90% посетителей – курильщики, решившие перейти с табака на пар. Оставшиеся 10% – это жены и девушки, которые хотят, чтобы их спутники жизни перестали курить и пахнуть дымом.
Вейпинг не позволяет себе агрессивной рекламы, в отличие от нагреваемого табака. Покупатели приходят к нам целенаправленно: находят нас либо сами, либо по рекомендациям. Именно по той причине, что вейп-шопы – это лавки «для своих», мы, например, не искали для магазинов массово посещаемые площадки.
Три года назад у нашей компании был всего один вейп-шоп в цокольном этаже дома. Сейчас таких магазинов 6, все это так называемые «витражные помещения», но при выборе этих площадок мы ориентировались на стоимость аренды, а не на покупательский трафик. Чтобы нас найти, нужно проявить мотивацию и даже смекалку: как и другие вейп-шопы, мы не рекламируем свою продукцию в социальных сетях на сторонних площадках и не заказываем обычную рекламу в СМИ. Даже в тех редких случаях, когда вейп-шопы используют наружную рекламу, эти баннеры, как правило, размещены возле магазинов.
Никто из собственников не пишет на них тексты вроде «попробуй прямо сейчас» либо подобные лозунги: речь идет об аккуратной вывеске с названием магазина.
Бизнес-стратегия нашей компании, как и всех других вейп-шопов, которым удалось удержаться на плаву к сегодняшнему моменту, состоит в том, что мы не гонимся за сверхприбылью с маржой в 200-300%. Но чтобы жить дальше, постепенно расти и создавать рабочие места, нужны адекватные правила игры и возможность показывать, что мы отличаемся от табака.
Антитабачная политика быстро загонит рынок в тень и окончательно сделает его маргинальным. О вейп-шопах будут узнавать по «сарафанному радио», дойти до них сможет только самый упертый потребитель. А если и дойдет, то разочаруется: клиенты потеряют возможность выбора, если полки будут состоять только из закрытых шкафов. Не очень понятно, как убрать 100 линеек жидкостей под прилавок. Как должны быть оформлены прайс-листы. Персоналу придется, видимо, жестами объяснять взрослым и самодостаточным людям, что вот здесь у нас, например – аромат вишни, здесь – баварский крем, здесь – вишневый ароматизатор.
Неизвестно, можно ли будет открыто держать на полках жидкости для вейпов без никотина, в составе которых содержится только глицерин и ароматизаторы. По этой логике с прилавков всех магазинов надо убирать кондитерские изделия и йогурт. Помимо усложнения товарооборота и учёта, такой подход создаст массу спорных ситуаций и большое поле для разных проверяющих и правоохранительных инстанций. Позитивно на бизнесе это точно не скажется.
Читайте также: Петербургский эксперт рассказала, чем опасен вейпинг
Уравнивание электронных вейпов и табака – плохая идея вовсе не потому, что это ставит мой малый бизнес под угрозу. Эти ограничения направлены на избыточный контроль в закрытом и саморегулирующемся сегменте, и потому – абсурдны.
Единственное, в чем я солидарен: рынку действительно нужен запрет на продажу вейпов и комплектующих к ним людям моложе 18 лет. По крайней мере, в этом случае у нас будут законные основания для отказа тем изредка заглядывающим подросткам, которым мы сейчас отказываем из соображений собственной совести.
Автор: Сергей Искандаров