Либо выйдет, либо нет: 6 советов начинающим предпринимателям
1. Найдите свое незаслуженное преимущество
Когда герой американского подкаста StartUp, журналист Алекс Блумберг пришел просить денег на компанию Gimlet, инвестор Крис Сакка сказал ему: «Я хочу вкладываться в бизнесы, у которых есть unfair advantage — незаслуженное преимущество».
Спросите себя, в чем ваше преимущество перед конкурентами. Что такого есть в вас, вашей компании или окружении, чего нет у них? В нашем случае — это друзья и знакомые, которые разбираются в предпринимательстве лучше нас и готовы помогать нам словом и делом. Мы решили делиться этим преимуществом со слушателями. Когда мы спрашиваем у друзей совета, мы записываем эти разговоры и превращаем их в подкаст.
2. Разделяйте риски с партнерами и сотрудниками
«Главное, чтобы людям нравилось у вас работать, тогда им можно меньше платить», — советует бизнес-консультант Александр Мансилья-Круз. На старте ваш бизнес-план должен быть максимально гибким — особенно расходная часть.
Чтобы этого добиться, разделите риски с партнерами и сотрудниками: договоритесь о почасовой или проектной оплате. Так вы подстелете соломку на случай трудных времен: если у компании нет заказов и сотрудники не загружены, вам не придется им платить.
3. Вкладывайтесь в команду
Как говорит инвестор Лев Левиев, «инвестиции — дело рискованное, поэтому вкладываться разумнее всего в команду, а не в бизнес-план». Обычно бизнес-план, который вы рисуете на старте проекта, — это лишь фантазия о том, как будет работать бизнес. Дальше бизнес-план проходит испытание реальностью и, как герой хорошего фильма, меняется. Иногда он меняется настолько сильно, что компании приходится сделать разворот — поменять модель заработка или даже сферу бизнеса.
Такой разворот (американцы называют его pivot) дается непросто — это как переезд, ремонт и потоп одновременно. Но если у вас сильная команда, вы справитесь.
4. Договаривайтесь на берегу
Начинать бизнес вместе с партнерами всегда лучше. Это как второй водитель в дальней поездке: когда вы устанете, партнер напомнит, куда и зачем вы едете, а если нужно — возьмет руль в свои руки. Но есть и опасности: что если у вас разные мнения о том, куда надо ехать, или посреди дороги окажется, что партнер не умеет водить?
Чтобы этого не случилось, трезво оцените себя и своего партнера, ваши сильные и слабые места. Договоритесь на берегу, кто главный, кто за что отвечает и как вы будете расставаться. А потом зафиксируйте эти договоренности на бумаге.
Дмитрий Гриц, юрист: «Некоторые люди говорят: давайте не будем это [расставание] обсуждать — мысли материальны. Я им говорю: слушайте, мне нечего вам добавить. Киньте валенок через забор — куда он посмотрит, там и ваш бизнес».
5. Не спешите давать долю
Самый простой способ привязать человека к компании — сделать его партнером, то есть дать ему долю в бизнесе. Сотрудник становится совладельцем компании, а значит, сильнее старается, чтобы у компании все получилось.
Помните, что каждый раз, когда вы даете кому-то долю, вы отрезаете кусочек своего бизнеса. А еще даете сотрудникам право не только на прибыль компании, но и на участие в принятии решений. Если таких людей становится слишком много, принимать решения будет тяжело.
Избежать этих проблем можно двумя способами. Первый — давайте не доли, а опционы. Опцион — это право получить часть прибыли компании в случае продажи или право выкупить долю в компании по цене. Обычно владельцы опционов не получают места в совете директоров, то есть у них нет права голоса при принятии решений.
Второй способ — давать клиффы. Клиффы — это опционы, которыми можно воспользоваться, проработав определенное время в компании. Например, вы можете договориться, что человек получит долю, когда проработает в компании год.
Лев Левиев советует: «Важно выдавать опционы, когда ты уже поработал с людьми, когда понимаешь, что они с тобой надолго. Сначала убедитесь, что это ваш человек, а потом делитесь долей в компании».
6. Фокусируйтесь на том, что вы знаете лучше всего
Когда вы найдете свое незаслуженное преимущество, сфокусируйтесь на нем. На все остальное можно нанять человека с опытом. Или посоветоваться с друзьями, знакомыми или теми, кто понимает в этом лучше вас. Этим мы и будем заниматься весь первый сезон подкаста «Либо выйдет, либо нет».
Автор: Лика Кремер