Молодежный резерв: как получить субсидию на социально ориентированный бизнес
Пять лет назад по инициативе государственной организации «Молодая инновационная Россия» в стране стартовал проект по внедрению центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). С тех пор открылось 226 центров в 32 регионах.
Главная цель центров – обеспечить детям дошкольного и школьного возраста, а также молодым специалистам доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, которые потребуют профессии будущего. Участники воплощают свои идеи в функциональные прототипы, используя современные технологии цифрового производства в области прототипирования, 3D-моделирования, выполнения фрезерных и других технических работ. Аналогом ЦМИТ является известный международный проект FabLab, который вырос из курса профессора Массачусетского технологического института (MIT) Нила Гершенфельда «Как сделать (почти) всё, что угодно». В нашей стране развитие подобных центров поощряется и субсидируется.
Как открыть свой ЦМИТ
Бизнес-план может быть весьма простым, для создания ЦМИТ необходимо зарегистрировать компанию, написать устав, арендовать площадку и закупить необходимое ПО — процесс напоминает открытие центра повышения квалификации или творческого клуба. Двумя основными статьями доходов центра являются выполнение небольших заказов по моделированию и прототипированию, 3D-печати и сканированию или платные курсы и тренинги. По структуре расходов запуск ЦМИТ практически идентичен процессу открытия любого бизнеса: аренда площадки под центр, закупка оборудования, программного обеспечения и материалов, зарплатный фонд, налоги и ряд постоянных издержек.
Если же вы решили воспользоваться господдержкой, стоит учитывать: этот сценарий длиннее, но он реалистичный. Еще недавно я была уверена, что получить субсидию или дотацию от государства невозможно, но опыт показал, что предпринимателей, способных предложить действительно стоящую идею, поддержат в любом департаменте, где существуют программы поддержки малого бизнеса и есть определенный план по количеству ежегодных субсидий. Разумеется, от предпринимателя потребуют собрать определенный пакет документов, обосновать бизнес-план и представлять отчет по использованию средств. Поэтому нужно быть готовым к тому, что это долгая процедура, но, если есть желание, это не станет преградой.
У меня на получение субсидии для своего центра ушел год. Проект по созданию ЦМИТ проходит в рамках Программы господдержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, согласно которой, субъекты могут претендовать на субсидии из федерального бюджета в размере 7 млн рублей.
Когда предприниматель подписывает договор, ему определяют период отчетности, в который происходит проверка показателя KPI. Проект ЦМИТ «Проектные мастерские» должен отчитываться по количеству человек, загрузке оборудования, количеству реализованных проектов, проведенных мероприятий и многим другим показателям. Наша субсидия невозвратная, мы подписали договор на 10 лет, в течение этого времени ЦМИТ должен работать.
Перспективы развития
Государство оказывает активную поддержку ЦМИТ, и это приносит свои плоды. Согласно исследованию, проведенному компанией Docsoursing, у 65 ЦМИТ в России есть полноценный сайт или своя страница в социальных сетях, где представлены минимальные данные об организации, в том числе адрес и контакты. Из них только треть являются коммерческими организациями, остальные не получают никакой прибыли и существуют за счет грантов и спонсоров.
Наш опыт участия в образовательной выставке — Московском международном салоне образования (ММСО) — показал: сейчас формируется новая учебно-профессиональная ниша, которая находится на стыке дополнительного, среднего и высшего образования. Такие профильные центры, как ЦМИТ и технопарки, формируют интерес к инженерным специальностям, создают возможность для работы с новым и современным оборудованием и позволяют развивать проектную культуру в целом. В будущем это приведет к тому, что образование будет ориентировано в большей степени на совершенствование практических и актуальных навыков у молодых специалистов.
Автор: Анна Черных