Новый тренд потребления растительного мяса: что ждет российский рынок?
2019 год ознаменовался бумом потребления растительного мяса в США. Какие тенденции относительно этого продукта есть в России? Существует ли угроза вытеснения с прилавков курицы, свинины и говядины?
Мировой рынок альтернативных мясных продуктов в 2019 году оценивается в $12,1 млрд, по данным компании Markets and Markets. К 2025 году планируется, что рынок вырастет более чем в два раза.
Оценка рынка мясных альтернатив в мире с 2018г по 2025г. по данным Markets and Markets
Читайте также: Бургеры из носорогов: как вегетарианство очень скоро изменит потребление еды в мире
Самые популярные компании в США, которые производят продукты на основе растительного мяса, это Beyond Meat и Impossible Foods. Они используют гороховый и соевый белок, а также красители и усилители вкуса, которые и позволяют приобрести растительной котлете вид, текстуру и вкус животного мяса.
Impossible Foods, захватив рынок США, уже нацелены на распространение своей продукции в Европе.
Обе компании-конкурента активно продвигают свою продукцию в ресторанах быстрого питания, лидерах отрасли – McDonald’s, KFC, Burger King, Subway.
Известный американский производитель мяса Tyson Foods этим летом успешно запустил в продажу растительные наггетсы.
Употребление в пищу растительного мяса является одним из пунктов существующего тренда флекситарианства. Это стремление есть животное мясо как можно реже, стараясь заменить его растительными альтернативами. Современные американцы стараются проявлять больше заботы о своем здоровье и об окружающей среде.
Альтернативы растительным бургерам Beyond Meat или Impossible Foods на российском рынке практически нет. В отечественных неспециализированных магазинах можно найти соевое мясо, овощные котлеты. В специализированных вегетарианских или диетических магазинах выбор чуть шире – там есть возможность приобрести сосиски и колбасу из злаков и бобов, вегетарианские пельмени, паштеты, растительные стейки.
В России не настолько сильно развиты вегетарианство, экоактивизм, поэтому нет сильного влияния и навязывания потребления растительного продукта. Хотя необходимо отметить, что в последние несколько лет культ здоровья, здорового питания, здорового тела усилился, и доля людей, отказывающихся от потребления мяса, возросла. Для российского потребителя растительное мясо воспринимается скорее, как нечто искусственное, ненатуральное, а значит неполезное.
Из российских компаний, которые занимаются производством растительных аналогов продуктов животного происхождения можно отметить Awake Power, VEGO, Вегановъ, Сойка. Однако в отличие от американских брендов искусственного мяса, эти компании не на слуху у обычного покупателя.
Продукты этих марок нельзя приобрести на полках супермаркетов или даже в обычном интернет-магазине, они продаются только в специализированных магазинах диетического или вегетарианского питания.
В интернет-магазинах, например, «Утконосе» и «Перекрестке» можно приобрести продукты бренда «Bona Vita», это блюда из соевого мяса.
С 2015 по 2018 года мировое потребление мяса увеличилось на 8%, по данным фирмы Euromonitor International. Большинство экспертов мясной отрасли в России не считают увлечение растительным мясом угрозой для рынка животного мяса. Они рассматривают растительные продукты как экзотику или развлечение для покупателей с высоким уровнем дохода. Даже через 10 лет, отмечают эксперты, доля продуктов из растительного мяса в потребительской корзине российских покупателей будет незначительной.