Обзор состояния отрасли алкогольной продукции в РФ
Сектор алкогольной промышленности занимает одно из лидирующих мест по инвестиционной привлекательности в нашей стране, тем самым определяя основные тенденции развития смежных сегментов экономики, таких как, например, пищевая промышленность.
Данный факт обуславливает актуальность анализа состояния отрасли алкогольной продукции в Российской Федерации, а также динамики развития рынка и его структуры.
Стоит сказать, что в целом алкогольная промышленность РФ в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличила производство продукции на 7%, а именно до 199,8 млн декалитров. Так, например, водочные предприятия выработали 83,6 млн декалитров водки, что на 6,3% больше, чем годом ранее. В декабре рост составил 11,1%, до 8,6 млн декалитров. Спиртовые заводы по итогам года произвели 49,8 млн декалитров (на 3,2% больше). В декабре рост составил 4,5%, до 4,63 млн декалитров.
По данным ритейл аудита Nielsen потребление водки в 2019 году осталось на том же уровне, что в 2018 году. Таким образом, водка – единственная категория спиртных напитков, в которой не наблюдается рост в 2019 году. Скорее всего, производители произвели больше алкогольной продукции в 2019 году, обеспечив запас по старым акцизным ставкам (2019 – 523 руб. за литр 100% спирта до 544 руб. в 2020 году). Кроме того, возможно, ожидая повышенный спрос в высокий сезон, заранее произвели больше, чем реализовали.
В то же время декабрьское производство шампанских и игристых вин снизилось на 5,6%, до 1,66 млн декалитров, что нехарактерно для предновогоднего месяца. Снизилось и производство плодовых вин: с 17,2%, до 11,7 млн декалитров в целом за год.
Нельзя обойти стороной и тему повышения акцизов.
Так, Государственная Дума в конце 2019 года приняла закон об увеличении акцизов на вино с 2020 года и установлении ставок акцизов на все подакцизные товары на 2022 год, которые по сравнению с 2021 годом индексируются на 4%.
Акцизы на тихие вина в РФ увеличиваются с 18 до 31 рубля за литр в 2020 году, до 32 рублей в 2021 году, до 33 рублей – в 2022 году, на игристые вина – с 36 до 40, 42 и 43 рублей соответственно. Причем уравниваются ставки акцизов на вина, производимые в России и ввозимые в нее. При этом для производителей вин из винограда, выращенного на территории России, предусматриваются налоговые вычеты при условии надлежащего использования подакцизного сырья.
Ставки акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, а также алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше 9% унифицируются. Они вырастут с 544 рублей за литр в 2020 году до 589 рублей в 2022 году. Акцизы на алкогольную продукцию крепостью до 9% вырастут с 435 рублей за литр в 2020 году до 471 рубля в 2022 году, сидр, пуаре, медовуху и пиво крепостью свыше 0,5% до 8,6% – с 22 до 24 рублей, пиво крепостью свыше 8,6% - с 41 до 45 рублей.
Ставка акциза на импортные вина увеличивается на 72% на тихие вина и на 11% на игристые. На премиальных винах такое повышение акцизов сильно не скажется. Доля акциза в цене дорогого вина незначительная и рост цен на полке составит не более 5%. Например, цена бутылки грузинского вина Шато Мухрани Саперави повысится на полке на 34 рубля и будет 1 102 рубля. Мы считаем, что наш потребитель, оставаясь довольным высоким качеством вина, не отреагирует на такое повышение.
С более доступными винами ситуация другая. Цена на Элибо Алазанская Долина увеличится почти на 8% и составит 432 рубля вместо 397, что конечно же повлияет на спрос и подтолкнет потребителей обратить внимание на более доступные альтернативы. В случае с импортными игристыми винами рост акциза в принципе несущественный (на 4 рубля на 1 литр) поэтому мы не ожидаем каких-либо колебаний спроса.
Если же брать самый доступный ценовой сегмент, то здесь все будет зависеть от того, решат ли поставщики увеличивать цену только на рост акциза или же заложат также рост на прогнозируемую инфляцию. В случае двойного повышения части потребителей придется либо сокращать интенсивность покупок вина, либо замещать вино в своем репертуаре более крепкими напитками с меньшей средней стоимостью на литр содержания спирта.
Продажа алкоголя под собственными торговыми марками ритейлеров выросли, на 20%, как выяснила маркетинговая компания Nielson. Для крупнейших ритейлеров развитие товаров под собственными торговыми марками продолжает оставаться одним из ключевых элементов ассортиментной стратегии. Но СТМ в основном используют в эконом сегменте, ведь для 85% покупателей СТМ цена по-прежнему остается решающим фактором для совершения покупки.
Компания Маруся Бевереджис РУС занимается дистрибьюцией алкоголя преимущественно в премиальном сегменте, где ключевым является инвестиции в развитие бренда, что не является задачей сетевого ритейлера. Как показало одно из исследований Nielsen, если в целом только 12% опрошенных всегда лояльны выбранному бренду (FMCG), то в крепком алкоголе таких потребителей 29%. Это говорит о том, что сила бренда в премиальном алкоголе имеет большое значение.
Автор: Тамара Вахламкина