Как формируются доходы?
Помните, что деньги обладают способностью размножаться.
Бенджамин Франклин
Определение и значение дохода компании
Доход – это средства, которые получает компания от реализации своей основной деятельности, а также реализации дополнительных возможностей, не входящих в основной вид деятельности предприятия. К таким возможностям, например, относится сдача в аренду площади или имущества, принадлежащей предприятию, цена излишков товарно-материальных ценностей и т.д. Подробнее об этом мы расскажем позже.
Многие начинающие предприниматели, получая свой первый доход, думают, что это есть гарантия рентабельности бизнеса. Но здесь важно понимать, что, прежде всего, доход покрывает расходы на производство и реализацию продукции. А оставшаяся его часть (прибыль) распределяется между средствами, необходимыми для дальнейшего развития предприятия и капиталом, который находится в полном распоряжении учредителей.
Существуют несколько показателей доходов и прибыли, которые помогут Вам в дальнейшем понять, что есть что в структуре дохода.
Так, валовой выручкой считается суммарная денежная выручка предприятия от реализации произведенных товаров (услуг), а также собственных материальных ценностей. В свою очередь чистая выручка – это валовая выручка за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета дохода и рентабельности предприятия. И, наконец, валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию.
Существуют также определения дохода для бухгалтерской отчетности и в налоговом законодательстве. Но в целом эти определения сводятся к классификации доходов в зависимости от способа их получения (источников).
Источники получения дохода
Четкая классификация доходов по источникам их получения необходима для того, чтобы можно было определить, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода. Проанализировав долю каждого источника в общем объеме дохода, Вы сможете понять, та ли часть бизнеса приносит Вам ожидаемую отдачу, как это и планировалось на старте, или же нет. После чего по необходимости принимаются меры для изменения или совершенствования той или иной части бизнеса.
Итак, откуда (в результате чего) у компании начинает формироваться доход?
Остановимся на двух основных видах дохода:
· Доходы от реализации продукции или услуги;
· Внереализационные доходы
Остановимся на кратких определениях и основных способах увеличения этих доходов.
Доходами от реализации признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, а также выручка от реализации имущества и имущественных прав. Этот виды выручки должны оставаться основными в структуре доходов предприятия, ведь, по сути, для этого оно и создавалось. Однако доходы от реализации сложно предсказать на первоначальном этапе.
В условиях рыночной конкуренции потеря одного клиента (покупателя) ведет к уменьшению выручки от реализации. Следовательно, тот размер выручки, который Вы получили сегодня, не есть гарантия того, что Вы получите такой же результат завтра. Для того чтобы сохранить имеющихся клиентов и привлечь новых, особенно на этапе старта бизнеса, очень важно этот доход инвестировать в дальнейшее развитие Вашего предприятия. Это развитие может выражаться в:
1) увеличении объема продукции и точек ее распространения;
2) введения в оборот дополнительных сервисов, сопутствующих товаров;
3) совершенствования продукта и (или) обслуживания клиентов и т.д.;
4) улучшении информирования ваших клиентов о компании, ее продукте (услуге).
Бизнес – это всегда риск, но и его можно минимизировать. Если Вы будете внимательнее присматриваться к рынку, на котором работаете, то сможете определить, когда увеличения объема товаров (услуги) оправдано, а когда нет. Чаще всего это связано с доходом Вашей целевой аудитории и ее удовлетворенностью, тем, что и как Вы реализовываете. Возможно, стоит направить первый полученный доход как раз на совершенствование товара или услуги.
Перейдем ко второму виду доходов, внереализационнным средствам. Внереализационными доходами признаются доходы, не связанные с производством и реализацией основной продукции, полученные проценты, пени, штрафы. К ним относятся специфические виды доходов: от долевого участия в других организациях до сдачи имущества в аренду или субаренду и т.д. Внереализационные доходы имеют достаточно много источников (см. справочный материал в разделе "Библиотека"), и все они являются следствием естественной активности предприятия на экономическом поле. Получение внереализационных доходов чаще всего происходит на этапе уже функционирующего бизнеса, но возможно и в самом начале. Наверняка, в стартапах находятся люди, которые вовлекаются в бизнес и с увлечением выполняют какую-то работу даже без соответствующей платы за нее, тем самым работая на перспективу. Начинающим предпринимателям следует понимать, что этот труд – тоже доход предприятия. И его нужно ценить и грамотно применять на благо бизнеса.
Пути повышения доходности компании
Существуют классические принципы, следуя которым предприятие может повысить свой доход. В каком же направлении нужно работать? Необходимо:
- разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению покупателей (проводить выставки-продажи; организовывать консультации специалистов, касающиеся вашего продукта или услуги);
- повышать квалификацию Ваших работников, что будет сопровождаться ростом производительности их труда; построить эффективную систему материального стимулирования персонала; постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту товарного ассортимента;
- широко использовать средства рекламы и PR для повышения информированности покупателей о предлагаемых товарах и формирования новых направлений спроса и экономии времени на приобретение товаров;
- постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять их сильные и слабые стороны, использовать опыт!
- снижать уровень издержек обращения (то есть их размера в цене каждого товара). Это может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов, их экономии.
- относиться к средствам экономно, не вкладывая их в сомнительные сделки, обещающие быструю прибыль при высоких рисках невозврата.
Для того чтобы бизнес успешно развивался, необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки: целесообразно обеспечить взвешенный подход при выборе поставщиков, определении оптимальной партии и цены закупки товаров, установлении обоснованном расходовании средств. Безусловно, если Ваше дело уже какое-то время существует на рынке, осуществить все эти пункты проще: опыта и связей больше. Но тщательно отнестись к этим важным вещам на старте тем более необходимо!
Напоследок, есть еще один важный принцип формирования дохода – это его круговорот. Деньги – это кровь экономики, поэтому как реализационные, так и внереализационные доходы должны течь по жизненно важным артериям Вашего бизнеса и придавать ему новые силы. Какими будут эти артерии, решать Вам.
Краткое резюме:
Доход – это средства, которые получает предприятие от реализации своей основной деятельности, а также реализации дополнительных возможностей, не входящих в основной вид деятельности предприятия. К таким возможностям, например, относится сдача в аренду площади или имущества, принадлежащей предприятию, продажа излишков товарно-материальных ценностей и т.д.
Классификация доходов:
· Доходы от реализации;
· Внереализационные доходы
Доходами от реализации признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, а также выручка от реализации имущества и имущественных прав.
Внереализационными доходами признаются доходы, не связанные с производством и реализацией основной продукции. К ним относятся такие виды доходов, как:
- от долевого участия в других организациях
- от сдачи имущества в аренду или субаренду;
- при получении безвозмездно имущества, работ, услуг, причем оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен и т.д.
Для повышения доходности и рентабельности Вам следует осуществлять следующие меры:
- разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению покупателей;
- повышать квалификацию работников, постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту товарного ассортимента;
- широко использовать средства рекламы и PR для повышения информированности покупателей о предлагаемых товарах;
- постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять его сильные и слабые стороны, использовать опыт;
- снижать уровень издержек обращения (то есть их размера в цене каждого товара).
Автор: Анна Рыбникова, Портал начинающих предпринимателей