Как управлять рабочим временем сотрудников?
Для руководителей современных компаний не секрет: определенную часть офисных часов сотрудники растрачивают впустую. По данным ряда исследований, на это уходит как минимум 10 % рабочего времени. Cколько времени на личные дела можно подарить сотрудникам, чтобы от этого не страдал бизнес? И нужно ли отслеживать жизнь в офисе по минутам?
Поглотители времени
Вряд ли найдется руководитель или владелец компании, который будет утверждать, что его подчиненные во время работы не теряют ни минуты на личные дела, полностью отдаваясь любимой работе. Невозможно найти работника, который не использовал бы офисное время в собственных, личных интересах. Как показал опрос руководителей российских компаний, среди самых популярных «нерабочих» занятий — перекуры, беседы с коллегами, разговоры по телефону с друзьями и родственниками, компьютерные игры, чтение книг, дополнительные подработки, Интернет. «Мы не занимаемся четким отслеживанием того, какие личные вопросы во время работы решают наши сотрудники, — рассказыва ет Геннадий Нагорнов, совладелец и коммерческий директор компании Agency Internet Solutions Positive. — Ктото ходит с детьми в поликлинику, кто-то отпрашивается сдать экзамен. Кроме того, общаются в «аське» с друзьями, бронируют билеты в кино или театр, беседуют с коллегами на интересные темы. Летом, когда тепло и светит солнце, сотрудники могут прогуляться по парку или поиграть там во фрисби (бросание тарелки)».
Однако, по оценкам специалистов, самой серьезной проблемой эффективного использования рабочего времени является зависимость от Интернета. Нецелевому доступу во Всемирную паутину даже придумали название — нецелевой броузинг. Ряд исследований показывает, что каждый сотрудник, имеющий доступ к Интернету с рабочего места, хотя бы раз в день использует эту возможность. Причем на каждого работника в среднем приходится от 30 минут до трех часов на нецелевой броузинг. Чаще всего корпоративные пользователи просматривают личную электронную почту, посещают новостные сайты, скачивают игры или электронные книги, общаются в чатах, совершают покупки в интернет-магазинах, ищут работу. Среди самых посещаемых в рабочее время ресурсов — новостные и спортивные сайты, развлекательные интернет-журналы, социальные сети, блоги знаменитостей, сайты сомнительного содержания.
Руководители компаний называют главные проблемы, связанные с нецелевым броузингом: понижение работоспособности и производительности труда, снижение уровня безопасности корпоративной сети, ограничение пропускной способности, увеличение затрат на связь.
Разрешенный лимит
«Можно вполне обоснованно говорить о том, что без ущерба рабочему времени сотрудники не смогут решать свои личные вопросы в течение рабочего дня, — говорит Александр Виноградов, заместитель генерального директора юридической компании «Пепеляев Групп». — Любое отвлечение на собственное проблемы, конечно же, скажется на рабочем времени. Если говорить о конкретных цифрах, то полагаю, что при 8-часовом рабочем дне 30 минут рабочего времени сотрудник вполне может тратить на решение личных вопросов».
Алексей Липскеров, руководитель портала kvadroom.ru — «Единая база недвижимости», официально позволяет подчиненным тратить дополнительно к обеденному перерыву еще один час и считает, что переключение мозговой деятельности с одного на другое стимулирует работу и дает новые идеи сотруднику.
Тамара Уварова, генеральный директор компании «МаркетМ», считает, что в среднем сотрудник может позво лить себе 1 час перерыва и 1 час в течение дня на решение личных дел. К примеру, по ее мнению, разговоры по телефону с семьей по необходимости могут в среднем занять от 10 до 15 минут, столько же времени могут составить разговоры коллег между собой. Кроме того, изредка сотрудник может отпроситься на 2-3 часа, чтобы срочно решить возникшие проблемы.
Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом