Бизнес-идея: чистильщики старой рекламы
Реклама скоротечна – быстро устаревает и сменяется новой рекламой, значит, на этом можно заработать
С тех пор, как в 1472 года в Лондоне вышел первый в мире печатный листок о продаже молитвенников, который имел все признаки рекламного объявления, pr-бизнес прошел «огонь, воду и медные трубы», оставив после себя неисчислимое количество всевозможных материалов. Считается, что именно реклама является законодателям моды, «навязывая» потребителю новые атрибуты предметного мира.
«Слово «реклама» идет от древнелатинского reclamare, и переводится, как «выкрикивать», что означает активное действие по продвижению товара, – комментирует эксперт по малому бизнесу Эльдар Кусинский из Москвы. – Срок этого действия, как правило, небольшой. К примеру, российским законодательством установлен двухмесячный срок для размещения наружной рекламы, которая считается офертой. Но после рекламной компании обязательно остаются «отходы производства» в виде всевозможных баннеров, вывесок, щитов и так далее».
Эльдар Кусинский считает, что на этом можно хорошо заработать, если правильно распорядится пущенной в утиль рекламным инвентарем. На Западе, по словам эксперта, утилизируется всё, у нас же вчерашнюю рекламу обычно считают мусором, место которого на свалке. Между тем рекламные вывески, баннерные конструкции, лампы, использующиеся для подсветки рекламных конструкций, объемные буквы – всё это на 90% может быть переработано, как с выгодой для предпринимателя, так и с пользой для общества.
Виды рекламы и, значит, будущего утиля
Чистильщиков рекламного утиля интересует, как правило, уличная реклама, которая бывает в виде промостойки (для проведения промоакций, дегустаций), троллов, билбордов (щитов), ситилайта, брандмауэра, штендера, бизнес-карты в форме панно, и, конечно ж, призматрона. «Словечки почти все не русские, – констатирует утилизатор рекламных отходов Андрей Величко из Питера. – Оно и понятно, ведь в СССР почти не было рекламы, кроме как «храните деньги в сберкассе».
По словам Величко, производители рекламной продукции – люди креативные, поэтому стараются придумать что-то особенное и, как правило, одноразовое. Взять те же промстойки – стандартные конструкции не всегда способны показать товар лицом. Их используют обычно в плановых мероприятиях, причем часто перевозят из одного места в другое. В результате такие конструкции быстро ломаются и выкидываются. «Для хорошей pr-компании нужны оригинальные конструкции, в тоже время, мы понимаем, что стоить они не должны дорого, отсюда их ненадежность, – рассказывает рекламный менеджер Сергей Владимиров. – Что касается материалов, то это полистирол, АБС пластик, алюминиевые трубки, обычный ПВХ, всепенный ПВХ и так далее».
Оценивая конструкции промстоек, которые так же, называют презентационными стойками или дегустационными столами, можно с высокой долей вероятности говорить о вторичном использовании этих материалов. В частности, новая стандартная промстойка имеет ценник в пять-семь тысяч рублей, а её материалы у скупщиков вторсырья запросто «потянут» тысячи на две. «Закончив презентацию товара, пиарщики могут оставить стойки прямо в торговом центре, – поясняет Эльдар Кусинский. – Для этого они договариваются с менеджерами о том, чтобы их вывезли на свалку, заодно с другими отработанными материалами. Продавцы не всегда это делают бесплатно, поэтому звонят нам».
Не всё, что сверкает – безопасно
Помимо дохода от реализации вторсырья, заработать можно и на утилизации светового оборудования. «Мегаполисы сверкают неоном, причем его так много, что светло, как днем, – говорит Сергей Владимиров. – Но мало, кто задумывается, что это сверкающее чудо еще и опасно, причем настолько, что есть специальные законодательные акты по их утилизации». В Москве таким регламентирующим документом является распоряжение правительства Москвы от 20 декабря 1999 г. за номером 1010-РЗП «Об организации работ по сбору, транспортировке и переработке отработанных люминесцентных ламп».
Поскольку люминесцентные светильники содержать ртуть (от 20 до 500 мг ртути), то их утилизация требует специальных мер предосторожности. «Утилизация таких рекламных конструкций, как правило, входит в договор на их разработку и эксплуатацию, – поясняет Сергей Владимиров. – Поэтому пиарщики заинтересованы в таких организациях». Иными словами, предпринимателю, который решил заняться утилизацией отработанного рекламного инвентаря, необходимо устанавливать контакты рекламодателями и рекламными компаниями.
Здесь важно знать, что компании, которые демонтируют световое оборудования, не обязаны иметь лицензию. Для этого необходимо заключить договор на передачу отработанных люминесцентных ламп со специализированным предприятием. Этот документ освободит предпринимателя от согласования лимитов по их утилизации, а также освобождает от сбора зa загрязнение окружающей природной среды. Об этом говорится в специальном письме Минэкобезопасноcти № 14-6/134 oт 16.02.2000 г.
Верхом на рекламном бизнесе
Если же на Западе в период кризиса расходы на рекламу возрастает, и она становится все более агрессивной, то в России, напротив, в первую очередь экономят на пиарщиках. Впрочем, с увеличением влияния европейского менеджмента, психология рекламодателей меняется. «Можно с уверенностью сказать, что обороты рекламного бизнеса будут только нарастать, – считает Эльдар Кусинский. – Следовательно, будут неплохо чувствовать себя компании, связанные с пиаром». В тоже время нет смысла открывать утилизационные конторы в малых населенных пунктах. Порогом может считаться город с населением от 150 тысяч человек.
С другой стороны, этот бизнес может сочетаться с изготовлением рекламных конструкций, так операции монтажа и демонтажа во многих случаях идентичны. «Здесь нет ярко выраженных границ, – делится опытом Андрей Величко. – Вообще, человек, который решил заняться этим делом, должен, условно говоря, оседлать местный рекламный бизнес, то есть быть своим парнем в сообществе рекламодателей».
По его словам, для успешного ведения дела, нужен стартовый капитал, величина которого зависит от конкретики региона. Деньги потребуются на содержание офиса и персонала, в том числе электриков и специалистов с допуском к верхолазным работам. Придется потратиться на ручной электроинструмент и оборудование для транспортировки люминесцентных светильников.
Не обойтись и без своего автотранспорта. «В крупных городах в рекламном бизнесе крутятся десятки миллионов рублей, – поясняет Сергей Владимиров. – Поэтому необходимо иметь договора с крупными рекламодателями, только так можно стать успешным. Иначе овчинка не стоит выделки».
Бизнес на утилизации рекламного оборудования является узкоспециализированным, что подразделяет наличие четких горизонтальных связей с рекламодателями. С одной стороны, это сужает предпринимательское поле до определенных границ, но с другой, гарантирует стабильные доходы, правда, если удалось стать полноценным членом регионального сообщества пиарщиков.
Александр Ситников, специально для Equipnet.ru