Посредник
Многие предприниматели, с которыми я знакома, жалуются, что сейчас начинать какое-либо дело очень сложно. После кризиса 1998 года покупательная способность населения значительно снизилась, да еще с позапрошлого года по всей России ввели единый налог на вмененный доход, что для многих мелких предпринимателей явилось непосильной ношей.Но существует один вид деятельности, которому не нужны начальные вложения, и он не подлежит обложению единым налогом на вмененный доход - это посредническая деятельность.
ПОСРЕДНИК - физическое или юридическое лицо, выполняющее роль промежуточного звена в торговле или финансовой операции. Способствует установлению контактов и заключению сделок между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. В качестве посредников выступают агенты, дилеры, маклеры, коммивояжеры, комиссионеры. Оказывают широкий круг услуг по экспорту и импорту товаров, выполнению формальных таможенных операций, кредитованию сторон, осуществлению транспортно-экспедиторских и страховых операций. Способствуют продвижению товаров и услуг на рынки, ускорению оборота капитала, росту эффективности экономики.
Отмечу вначале важную роль посредника на рынке. Ни российский, ни мировой - никакой рынок без посредника существовать не может. Возьмите простейшее предприятие - магазин - тот же посредник между производителем товара и покупателем.
Но если магазин - довольно сложная структура, требующая значительных первоначальных затрат, то посредник - физическое лицо в единственном числе - имеет вполне реальные шансы начать свой бизнес с нуля.
ВАША ЦЕЛЬ - деньги. Заработок от $3000 в месяц.
ВАША МИССИЯ - помочь клиенту закупить потребности.
ГЛАВНОЕ - Вы НЕ продавец. Вы оказываете услугу поиска нужного по заказу и организацию проплаты и доставки.
ВЫ ПОЗИЦИОНИРУЕТЕСЬ: Экспорт и Экспедиция. Закупка с доставкой всего и вся. ГЛАВНОЕ - нет ничего невозможного. Вы можете закупить и поставить все, буквально все, хоть из СНГ, хоть из ЕС, хоть из Гонолулу. Вы можете растаможить и доставить до двери. Расширяющемуся производству вы привезете станок из Германиии, нефтянникам вы привезете насосы из США, городским кофейням вы привезете кофе из Бразилии. ГЛАВНОЕ - не связывайтесь по мелочи с производителями своей страны, только по-крупному (об этом ниже).
ВАШ СЕГМЕНТ - корпоративный рынок оборудования, материалов, сырья и пр. ГЛАВНОЕ - не бытовуха: продукты, одежда, мебель и прочее для частных лиц. Тут вы не сможете соперничать с дистрибьюторами и торговыми сетями, да и частник любит подешевле.
ВАШИ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА:
1. Профессионализм. Грамотные и оперативные ответы клиенту будут обеспечены, нужный менеджер не пропадет на полдня, факс будут отправлять 500 раз, пока не отправят. Все будет точно в срок и в полном объеме.
2. Цена. Обязательно. Вы единственное звено и ваши издержки будет меньше на порядок, чем у фирм.
3. Лояльность клиенту. У вас будет хороший откат. Больше, чем у фирм. Не жадничайте.
ВАШ КАПИТАЛ:
1. Интеллект, образование, хороший характер, общительность, инициативность.
2. Много друзей, приятелей, знакомых (Old friends net).
3. Дом, дома телефон-факс-автоответчик, ПК + И-нет.
4. Зарегистрированное ООО и счет (возможно валютный) в банке.
5. Желательно личный а/м.
6. Начальный капитал хотя бы $1000.
ВАША РАБОТА:
1. Изучите вашу тему. Во всем нужно РАЗБИРАТЬСЯ самому, иначе вас будут разводить на бабки, опрокидывать, обламывать, называя 1001 причину. Покупаете литературу, пособия, учебники и узнаете про виды и формы платежей, способы (авто, ж.д., воздух, море, река-море) и виды (FOB, DDP, EXW, etc.) доставки и раскредитирования грузов, методы страхования грузов и условия компенсаций, условия и правила таможенного оформления импорта, экспорта, транзита, виды договоров и юридические особенности. Все самому сделать по началу не под силу, ищите грамотных людей и консультируйтесь или договаривайтесь. Устройтесь на работу в любую приличную транспортно-экспедиционную компанию, ну хотя бы помощником младшего менеджера и покрутитесь 2-3 месяца. Если у вас есть действительно п.1 ВАШЕГО КАПИТАЛА, то многое узнаете, а вам за это обучение еще и заплатят. Параллельно запишитесь (зарплаты хватит) на вечерние курсы менеджеров таможни (таможенных декларантов), просто так в эту сферу работать не берут. Можно еще на 2-3 месяца поработать за копейки снабженцем в любой строительной или производственной конторе. Узнаете на себе, как работают менеджеры отделов сбыта, что такое откат и обнал и как разводят клиентов. Взяток вам хватит на книги и коньяк для чиновников. Ночью читайте книжки.
2. Покупаете ВСЕ возможные справочники производителей. Регулярно ездите на ВСЕ выставки в столице вашего государства (местные выставки, как правило, бестолковые) и собираете ВСЕ каталоги. Норма: 1 чемодан на 1 выставку. На И-нет особенно не надейтесь, время деньги, буквально, а кто сидит за сайтом - непонятно.
3. Устанавливаете связи со всеми транспортными организациями для организации доставки вашего груза и с таможенными работниками для упрощения жизни (исполнение п.1. очень поможет). Учтите, что буржуйские производители (впрочем, российские тоже) неохотно занимаются решением вопросов отправки своей продукции, тем более разовому покупателю. Учтите еще, что ЭКПЕДИТОРСКИЕ фирмы - те же посредники, а искать надо ТРАНСПОРТНЫЕ фирмы, у которых есть СВОЙ транспорт. Конечно, если прилипалово тяжелое, можно всю суету экспедитору отдать. Но если жаба дерет, то учитесь планировать маршрут, считать сроки доставки, согласовывать перевалку, заполнять транспортные накладные и т.п. К примеру, личная реализация плана закупки в США и доставки в г.Мухосранск равносильна разработке и координации военной операции. На таможню вы должны быть вхожи, иначе вначале будут шишки и ноги сотрете. Будут задержки в отправке, простой транспорта, отказ в оформлении ГТД, просрочка поставки. Т.е. попадалово.
4. Находите работников. Вначале ищите друзей, соседей, родственников и упрашивайте помочь за спасибо, с обещанием потом заплатить, со словами свои люди сочтемся, ну и т.д.
Требуются:
женщина, 25-35 лет, в/о, знание ин. языков (обязательно англ., желательно франц., немец, итал., можно японский, китайский, сгодится фарси, суахили, хинди), умение ПК + И-нет + e-mail + Word, усидчивая, прилежная, исполнительная, дома у нее ПК + телефон. Зарплату обещаете по своему разумению.
Мужчина, 28-38 лет, в/о техническое (ощутимые остатки школьных уроков химии, физики, математики, географии), умение ПК + И-нет + e-mail + Excel, энергичный, исполнительный, смышленый, дома у него ПК + телефон. Этому проще обещать проценты, но подкармливать придется, например на мобилку или И-нет.
5. Теперь самое интересное. Составьте грамотное Коммерческое предложение и доходчиво изложите, что вы не перекуп, что вы нужник, что не надо покупать здесь задорого, а надо там задешево. Справочники и И-нет отдайте женщине из п.4, пусть тупо прозванивает всех подряд и рассылает (только не по e-mail!!!) ваше Коммерческое предложение. Вы САМИ, ЛИЧНО, не по справочникам и И-нету, а при личном общении ищете клиентов. Через всех друзей и пр. (см. выше) ищете-ищете и находите, знакомитесь, встречаетесь и строите бизнес-отношения со всеми доступными руководителями. Даже если ваш друг сторож, то познакомьтесь через него с кладовщиком или нач. смены, через них с менеджерами или нач. охраны, далее с нач. отд. сбыта или снабжения, потом (по обстоятельствам) с руководителем. Попутно выясняете у каждого, с кем можно еще познакомиться. Подробно не буду, есть масса литературы на тему Как заводить друзей. Вы должны научиться и уметь входить в кабинеты, пролазить в щель без мыла, выжать скидку из камня. Изучайте потребности и проблемы ваших новых знакомых, участвуйте в конкурсах (тендерах), договаривайтесь об откатах.
6. Практика. Здесь понадобиться мужчина из п.4. Вместе изучайте и прорабатывайте каждую заявку, даже на спички, это расширит кругозор, а заодно на кошечках потренируетесь, чтобы не облажаться на серьезном. Составляйте сметы, расчеты, коммер.предложения. Пусть ваш работник изучает всех поставщиков из п.2, гоняйте его решать мелкие вопросы по транспорту и по таможне. Все переговоры с поставщиками и смежниками нужно вести сначала по телефону для разведки, потом по e-mail с менеджерами, потом на бумаге с руководством. С чиновниками ТОЛЬКО на бумаге, вкрай по факсу. Найдите юриста (вначале за стакан и пирожок, для серьезных дел за гонорар, но мотивация деньги после успеха сделки) и все поступающие письма ему. Всю работу рассказывать бессмысленно. Выгоден прежде всего экспорт, потому что найти в И-нет или справочнике местного производителя мозгов хватит у многих, а вот притащить что-то (особенно чего нет в родной стране) из-за бугра, тут не все просто. С местными производителями можно работать только на крупный корпоративный заказ, потому как народ в крупных конторах ленив, а иерархия длинная, лично никто ничего делать не желает.
Простой расчет. В России, в одном городе строят ж.-д. станцию и ветку, некое СП из РАО РЖД и горадминистрации, деньги ломовые. Два человека нашли нужного третьего, рассказали про барыш, взяли на складнях четвертого для кредитования закупки и доставки и выиграли тендер на комплектацию МЕЛКОГО этапа. Итог: полгода - и у двоих по новой квартире, у третьего - новый 2109, про четвертого нужного умолчу.
Я несколько лет назад прочитала интересную статью в газете, где один молодой человек описал, как он начинал заниматься посредничеством. Читая газеты бесплатных объявлений своего города, он заметил, что многие что-то продают, а многие то же самое покупают. Он начал составлять табличку продавцов и покупателей по каждому виду товара (квартиры, автомобили, бытовая техника и т.п.). Анализируя затем эту табличку, он находил подходящие варианты и начинал обзванивать потенциальных клиентов. Не все, конечно, звонки были удачными. По статистике автора статьи, из 10 звонков удачными оказывались 1-2 звонка. Но этого результата было достаточно, чтобы продолжать активную работу над объявлениями в газетах.
На скептические замечания тех, кто считает, что податели подобных объявлений сами внимательно читают все газеты, могу отметить следующее:
- По своему опыту знаю, что многие люди согласились бы за определенный процент избавить их от мучительных и трудоемких поисков необходимых им вариантов предложений.
- Многие люди, подав объявление, не читают подходящие им объявления в газетах. Они сидят у телефона и ждут. Они считают, что раз они подали объявление, к ним ринется поток желающих купить у них эту вещь (или продать им нужную вещь - в соответствии с объявлением).
Года четыре назад мне в руки попался номер газеты бесплатных объявлений “Все для вас” г.Йошкар-Ола. Меня заинтересовало там интересное предложение редакции газеты. Газета собирала бесплатные объявления об обмене жилья и заносила их в свою компьютерную базу данных. Затем за определенную плату она подбирала подходящие варианты для всех желающих в этом городе. То есть занималась посредничеством на рынке жилья.
Причем, для занятия таким видом деятельности не нужна лицензия. Вы не занимаетесь обменом жилья, вы просто оказываете посреднические услуги, то есть зарабатываете в данном случае на продаже информации.
У вас есть доступ к компьютеру, выход в Интернет - следовательно, у вас в руках огромные возможности для занятия посредничеством. Например, поиск информации.
Ко мне часто обращаются знакомые предприниматели и просто граждане города в поисках различной информации в сети Интернет. Чего только не просят найти: от анекдотов и стихотворений к свадьбе до координат итальянской фирмы, производящей линии по сборке аккумуляторов.
Чтобы найти подходящую информацию, большого ума не надо. Я пользуюсь поисковыми системами.
Для начала этого вполне достаточно. Если вы собираете всерьез заниматься подобным бизнесом, опыт вам будет в дальнейшем подсказывать наилучшие варианты поиска.
Небольшой совет. При принятии заказа от клиента обязательно берите аванс, чтобы заранее окупить возможные затраты. У меня бывали клиенты, которые сегодня так страстно желали что-либо найти, а назавтра это желание у них пропадало.
Старайтесь добиваться от клиентов точного запроса. Иногда они сами не знают чего хотят, пока не начнешь выуживать из них сведения. Если вы будете выполнять не конкретный запрос, а просьбу вокруг да около, то, возможно, результатом вашего поиска окажется совсем не то, что нужно клиенту.
И не беритесь за сложные запросы, пока вы точно не уверены в механизме поиска и если вы платите за Интернет поминутно. Например, одна женщина просила меня найти в Сибири иностранную фирму, которая занимается заготовкой шкур диких сибирских тигров. Ни названия фирмы, ни даже принадлежности к той или иной стране клиентка не знала. И я сомневаюсь, что у этой фирмы есть адрес в Интернете. Я этой клиентке отказала.
Конечно, посредничество не сводится только к поиску информации.
Примеров использования ваших посреднических услуг в Интернете множество.
Ко мне на днях обратился один знакомый художник, довольно известный в своих кругах, который регулярно выставляется в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. Недавно он продал в Москве несколько своих картин. А затем случайно узнал от своей знакомой, у которой есть выход в Интернет, что она встретила его картины на одном виртуальном аукционе. То есть покупатель его картин выставил их на продажу в Интернете, и заработал на его картинах большие деньги.
И этот мой знакомый художник пришел ко мне с идеей: я нахожу ему покупателей в Интернете, а он мне платит определенный процент от продажи. Все мои услуги по созданию персональной страницы в Интернете, по переписке, он оплачивает авансом. То есть я ничего не проиграю от его затеи. И заработаю еще больше, если добьюсь успеха.