Миллиард в 24 года. Как Всеволод Страх раскрутил «Сотмаркет»
Всеволод Страх
Возраст: 24 года
Образование: Высшая Школа Экономики
За что попал в клуб: за развитие российского рынка интернет-торговли
Всеволод Страх мечтал заработать еще в шестом классе. В 2005-м, когда ему исполнилось 17 лет, он создал интернет-магазин «Сотмаркет», и тот за считанные годы уверенно перешагнул рубеж в миллиард рублей годовой выручки. Сегодня в компании, которой управляет 24-летний предприниматель, работает 700 человек, хотя три года назад в нем было всего лишь 15 сотрудников. В прошлом году «Коммерсантъ» поставил магазин на третье место среди крупнейших сетевых ритейлеров по обороту и посещаемости. Еще несколько лет такой акселерации, и Всеволод Страх, вполне возможно, подвинет старожилов рунета, включая самого патриарха – онлайн-гипермаркет «Озон». Для этого молодому предпринимателю придется балансировать на грани фола, работая на износ и вкладывая все деньги в развитие. Рисковая игра — особенно для человека, который еще совсем недавно торговал проводами для телефонов и сам отправлял покупателям посылки на почте.
Прирожденный коммерсант
Ребят, подобных Севе, часто называют прирожденными коммерсантами. Такие люди довольно рано обнаруживают свои способности. А у Страха для этого были все условия. «Жили мы скромно. Мать — учитель. Отец — обычный служащий Минэкономразвития. Всегда хотелось зарабатывать», — рассказывает он. Сева с нежностью вспоминает служебный телефон отца Siemens XL45, впоследствии перешедший в распоряжение сына. В комплект трубки входил дата-кабель, он-то и стал путеводной нитью юного торговца.
Большинство телефонов в начале 2000-х продавались без проводов, необходимых для передачи данных с компьютера на мобильник. Игры, картинки и привязчивые мелодии пользовались у россиян бешеным спросом, но закачать их можно было лишь при помощи кабеля. Сева создал тематический сайт с довольно бесцветным названием – «Сотмаркет». Через общих знакомых он вышел на челнока Сашу (тот катался в Китай и отоваривал клиентов прямо в своей квартире). Стал закупать у него провода. Через свой сайт, не без поддержки партнерских площадок, владельцев которых удалось заинтересовать, предприниматель начал продавать ходовой товар покупателям со всей страны.
За первые же полтора месяца на закупку был израсходован весь стартовый капитал начинающего предпринимателя — 20 000 родительских рублей, скопленные им за последние три года. Когда деньги закончились, Страх был на грани отчаяния: где же отдача? По счастью, через три дня на расчетный счет матери Севы (сам он мог зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя лишь по достижении 18 лет) легла первая выручка: 27 000 рублей.
10 рублей за посылку
Заработанные деньги он спешно вложил обратно в дело. Заказы росли. Сева покупал все больше товара, с которым затем отправлялся в ближайшее к дому почтовое отделение. Постоянного клиента там не любили, и это еще мягко сказано.
Ежедневный объем заказов подбирался к четырем сотням, и над каждой посылкой отправитель продолжал дрожать, как над фамильным серебром.
Он докучал почтовикам бесконечными просьбами самому распечатать штрих-коды и наклеить их на упаковку – лишь бы ускорить процесс. Дело пошло веселее после того, как Страх стал отстегивать неприступному персоналу по 10 рублей за посылку. «Я мог не платить, но тогда мои отправления лежали бы там минимум неделю. А меня ждали клиенты», — объясняет он.
При этом юноша наловчился отслеживать по почтовым идентификаторам текущее состояние большей части заказов и уведомлять клиентов о доставке сразу по прибытии товара. Для этого была написана программа-робот, которая при введении данных штрих-кода на сайте «Почты России» узнавала о местонахождении посылки, обрабатывала информацию и передавала ее потребителю. Не всякий корпоративный отправитель знал, что такое возможно. «Трекинг тогда был в диковину», – вспоминает Страх. Усилия не пропали зря. Сева с наслаждением перечитывал лестные отзывы на интернет-форумах и убеждался, что не прогадал с призванием.
После школы он поступил на факультет бизнес-информатики Высшей школы экономики. К первому курсу он успел снять девять квадратных метров в жилом доме под офис и склад и нанять сотрудника. Днем, после учебы, Страх помогал разгружать товар – его уже приходилось закупать грузовиками, – а по ночам вершил IT-революцию: прочитав книжку о программировании, предприниматель запустил собственноручно созданную систему учета товара. «Вообще я много программ здесь написал. С тех самых пор знаю свою операционку от и до», — с гордостью замечает глава «Сотмаркета».
«Я все покупаю в кредит»
К дата-кабелям добавился широкий ассортимент мобильных аксессуаров, от гарнитуры до защитной пленки, но это было только начало. Со временем интернет-магазин стал предлагать и гаджеты. В последнее время к ним добавились игрушки, автомобильные товары, наборы для пикника и даже садовые инструменты. Из нишевого магазинчика творение Севы превращалось в сетевой гипермаркет федерального значения, что требовало все новых и новых ресурсов.
Страх утверждает, что стал больше работать и меньше спать, урезав пребывание в постели сразу на несколько часов. Подъем в полпятого утра он пытался компенсировать тем, начал раньше ложиться – не позднее 23.00. От монотонной дороги, по которой Сева ехал в офис в предрассветные часы, слипались глаза. Приходилось останавливаться, чтобы привести себя в чувство. Вкладывая в компанию все свое время и силы, Страх не вынимал оттуда ни копейки – любая прибыль тотчас же реинвестировалась в рост.
Даже переезд из тесноватой родительской квартиры на юге Москвы в собственный дом, который смог позволить себе молодой предприниматель, не обременил бюджет компании. «Я все покупаю в кредит», – говорит хозяин. Вскоре кредиты потребовались не только на личное потребление. К середине 2010 года безудержный рост бизнеса был уже немыслим без заимствований.
Всеволоду пришлось заложить все свое имущество, включая новый дом, машину и даже квадроцикл, которым он решил себя однажды побаловать.
На пике заимствований их сумма превышала 100 млн рублей (что примерно соответствовало десятой части годового оборота). Когда рентабельность по чистой прибыли у вас составляет 3–5%, такая долговая нагрузка — не шутка. Но заемные деньги требовались для покрытия кассовых разрывов. Работая без предоплаты и отправляя товар неторопливой почтой в самые удаленные уголки страны, «Сотмаркет» неизбежно плодил долги. Любая серьезная задержка платежа грозила финансовыми проблемами.
День — и точка
«Денег нет, совершенно нет денег!», — то и дело повторяет Страх. Довольно странно слышать такое из уст владельца бизнеса, в котором, по данным компании, ежедневно оформляется 3000 заказов – столько же, сколько, к примеру, у сети «Связной» (по данным за первый квартал этого года). Но похоже, Страх действительно заливает в бак своей прожорливой ракеты всю свободную наличность. По его словам, компании до сих пор приходится выживать, ведь она стала заложницей развития — кажется, слишком быстрого.
Бизнес «Сотмаркета» растет, как минимум, на 100% в год, а в иных категориях, как, например, фотоаппараты и планшетники, компания заявляет о семикратном увеличении продаж. Параллельно открываются офисы в крупных городах страны, наращиваются складские мощности и совершенствуется транспортная логистика. Сайт, некогда сделанный Всеволодом на коленке, в среднем ежедневно посещают 150 000 человек. Но по силам ли вчерашнему подростку превратить всю эту суету в прочный успех?
«Есть ли у нас долгосрочная цель? – переспрашивает он с удивлением. – А как же! Мы должны захватить мир. Ну это так, образно говоря».
Владелец «Сотмаркета» меньше всего хотел бы прослыть болтуном, поэтому еще в институте решил не афишировать своих достижений в бизнесе. Вот и сейчас он мягко отклоняет мое предложение заглянуть за квартальный горизонт: куда, в конце концов, он несется, зачем ему такая большая компания, которая так быстро растет? Ах да, он не любит говорить о стратегических планах до их воплощения. Но скорее я поверю в то, что никаких стратегических планов просто нет. «Сотмаркет» похож на компанию сегодняшнего дня, где идеи рождаются и умирают за кофе-брейками, а офисный воздух пропитан тестостероном дерзкой молодежи. «Ко мне тут приходил юрист, просил четыре дня на согласование договоров, — рассказывает Страх. — Завернул его. День — и точка».
Мастер марафонского спринта
Преимущество молодой команды – а все окружающие Страха управленцы приблизительно равного с ним возраста – в том, что ты глубоко сидишь в рынке. Лично мне не пришло бы в голову устанавливать видеосвязь со складом, чтобы показать клиенту наличествующий товар в руках кладовщика, – этот сервис тестируется и заработает со дня на день. Не уверен также, что в полной мере смогу оценить идею просмотра всей представленной в магазине продукции в 3D-формате (проект запустят до конца года). Но мне трудно отрицать, что у клиентов, чья сознательная жизнь началась и протекает в онлайне, подобные фокусы виртуальной розницы вполне могут улучшить настроение. «А для чего еще работать? «Сотмаркет» для меня не прибыль, а одно удовольствие», — говорит 24-летний бизнесмен.
Сможет ли он получать это удовольствие и в дальнейшем? История бизнеса знает немало примеров, когда бурный рост заканчивался крахом слишком рискованного предприятия. Чем больше становится компания, тем сложнее ею управлять, особенно когда за плечами не так много опыта. А конкуренция на интернет-рынке становится все более чувствительной. Исследовательское агентство Data Insight весной этого года насчитало 30 000 магазинов в рунете, заметная часть которых пересекаются с «Сотмаркетом» по ассортименту.
Репутацию «Сотмаркета» в Сети не назовешь блестящей, но она не ужасна: твердые четыре звезды из пяти на «Яндекс.Маркете». Страх нанял 200 человек в свои колл-центры и еще десяток в специальную службу, которая отслеживает и разбирает конфликты, а их, судя по «Яндексу», пока что хватает — агрессивная региональная экспансия не проходит бесследно для качества сервиса. И это еще один урок, который рано или поздно усваивает любой мастер «марафонского спринта»: предельное напряжение сил не может не сказываться на работе системы.
По соседству с хвалебными отзывами «Сотмаркет» называют «магазином пустых обещаний», а его создателей «обычными мошенниками, торгующими дешевыми китайскими подделками сомнительного качества». Но Страх утверждает, что довольных клиентов несравнимо больше. Он гордится тем, что 40% совершают повторную покупку, что говорит о лояльности потребителей, если подобное словосочетание в принципе применимо к российской интернет-торговле.
Конечно, применимо, настаивает молодой бизнесмен. Его компания в следующем году во что бы то ни стало постарается не только закрепить, но даже улучшить этот результат. Но нужно ли мчаться к своей цели галопом? В следующем году Всеволоду исполнится 25. Вся жизнь впереди.
28/09/2012