Российский стартап YouDo: Как заработать на услугах
Меньше года назад в Москве открылся
Успех YouDo сложно переоценить – сервис помогает нуждающимся найти кратковременную работу, а занятым людям – экономить свое время, которое в большом мегаполисе является главной валютой. В ноябре прошлого года стартап получил престижную премию Рунета в категории «Здоровье, развлечения и отдых», чуть ранее YouDo был признан лучшим на конкурсе «Золотой сайт» в номинации «Стартап». Подробнее о сервисе рассказывает сооснователь YouDo Денис Кутергин.
Как пришла идея создать YouDo? Создан ли он по аналогии с зарубежными сервисами или же проект авторский?
Мы пришли к идее создать YouDo в существующем виде эволюционно. Больше двух лет назад мы запустили проект YouDo.ru, который представлял собой площадку для проведения онлайн-конкурсов. Однако спустя какое-то время мы поняли, что его будет сложно масштабировать, а нам все-таки хотелось создать какой-то глобальный сервис.
У нас было два варианта развития YouDo.ru: либо попробовать запустить проект на западе, либо полностью поменять концепцию площадки, сделав упор на офлайн-задания. Мы выбрали второй вариант.
Конечно, перед запуском YouDo.com мы изучали рынок, сервисы с похожей на нашу моделью работы. Мы были уверены, что в России наш проект будет востребованным. И опыт работы на протяжении нескольких месяцев пока только в Москве и Московской области показал, что мы правы.
К какой категории можно отнести людей, пользующихся услугами YouDo, и людей, выполняющих задания?
Действительно, аудитория YouDo делится на две части – заказчики и исполнители. Хотя случается и так, что исполнители создают задания, а заказчики, наоборот, готовы выполнить то или иное поручение.
Заказчики – люди старше 25 лет, с высшим образованием, доходами выше среднего. Час работы нашего заказчика стоит дороже, чем, например, час работы курьера. Эти люди ценят собственное время, поэтому готовы платить за то, чтобы кто-то вместо них выполнял рутинные задачи. Например, убрался в квартире, отвез посылки или купил продукты в магазине и привез домой. В условиях мегаполиса простые задачи, особенно связанные с передвижением по городу, могут отнимать часы. Наши заказчики знают, что за 300-400 рублей они могут сэкономить время, которое можно будет потратить на общение с родными и близкими, на занятия спортом или хобби.
Вторая группа наших пользователей – исполнители. Сейчас их команда насчитывает более тысячи человек. Прежде чем приступить к работе, каждый из них прошел специальную проверку. Треть наших исполнителей – студенты. Они либо еще не нашли постоянную работу по будущей профессии, либо не готовы устраиваться на полную занятость в ущерб учебе.
Еще примерно треть исполнителей – люди старше 26-27 лет. Для них YouDo становится источником дополнительной прибыли. Они выполняют задания в свободное от основной работы (которая чаще всего предполагает свободный или вахтенный график) время. Чаще всего эти люди имеют дополнительные профессиональные навыки.
Часть наших исполнителей сейчас находятся в поиске основной работы. Некоторые исполнители благодаря YouDo получили возможность зарабатывать на своих увлечениях. Например, в нашей базе есть журналист, который очень любит заниматься мелким ремонтом. Он с удовольствием откликается на задания по починке сантехники.
Вышел ли уже проект из стадии стартапа? Получаете ли вы прибыль от своей деятельности?
Пока нет. Мы хотим максимально долго оставаться в статусе стартапа. Это позволит избежать бюрократии внутри команды проекта, быстро принимать решения, определять курс развития, оставаться ближе к пользователям.
Планируете ли вы расширять охват аудитории в регионах России, а также в странах СНГ, где нет аналогичных проектов?
В конце февраля 2013 года мы запустим YouDo в Санкт-Петербурге. К концу текущего года планируем войти еще в несколько крупных российских городов и в одну из зарубежных стран.
Самое необычное задание в истории сайта?
Как раз в конце 2012 года мы составляли список самых необычных заданий на YouDo. В их числе, например, поручение «Купить и доставить мадагаскарских тараканов». Сложность задания состояла в том, что в это время в Москве было примерно -15 градусов. А насекомые не выносят мороз.
Также один из наших пользователей заказывал автограф солиста популярной в России музыкальной группы. Задание было выполнено.
Вообще 2012 год был очень интересным: исполнители помогали делать предложение, готовиться к концу света (который так и не наступил), искали скрученные атомобильные номера. О самых интересных заданиях можно прочитать в нашем блоге на сайте.
Надежна ли ваша система проверки исполнителей? Не было ли случаев мошенничества и иных преступлений против заказчиков и исполнителей в том числе?
Кроме самой процедуры проверки на сервисе существует также механизм геймефикации (использование элементов игры при выполнении задания) и модерация исполнителей. Так, после выполнения задания заказчики оставляют отзывы о работе исполнителя. Каждый минус (то есть, негативная оценка работы исполнителя) в разы снижает количество поручений, которые в будущем доверят исполнителю.
За грубые нарушения правил сервиса исполнитель лишается верификации навсегда. То есть, у него не будет возможности через какое-то время вновь пройти проверку и вернуться на сервис.
Кроме того команда YouDo тщательно следит и за заданиями, которые появляются на сервисе. Например, незамедлительно удаляются поручения сексуального характера или задания, условия которых противоречат законам России. Благодаря этому до сих пор у нас не было каких-то серьезных проблем ни с заказчиками, ни с исполнителями.
YouDo пользуется популярностью среди известных людей. Как часто они прибегают к помощи вашего сервиса?
Селебрити, как и рядовые пользователи YouDo, прибегают к помощи сервиса по мере необходимости. В среднем, каждый пользователь проекта создает от четырех заданий в месяц. Мы также заметили, что чем дольше человек пользуется YouDo, тем больше заданий ежемесячно он создает на сервисе.
Какие цели вы преследовали в первую очередь, запуская проект?
Прежде всего, нам хотелось сделать большой проект, который приносил бы реальную пользу людям. И мы справляемся с этой задачей. Одним мы помогаем заработать, другим – сэкономить время.
Помогла ли вам премия Рунета в освоении целевой аудитории?
Да, мы стали более узнаваемыми в профессиональной среде. Кроме того, эта награда помогает нам в привлечении новых партнеров.
Чем вы вдохновляетесь в своей работе?
Историями успеха молодых компаний, например. Среди них – интернет-магазин обуви Zappos.com, сервис по аренде жилья Airbnb, платформа для сбора средств на реализацию различных проектов Kikstarter и другие.
14/01/2013