Частники уходят из ЖКХ под давлением государства
ВВП страны на 35% пополняется от системы ЖКХ. Такую статистику привел помощник депутата Законодательного собрания Алексея Воронцова Николай Марков. При этом в самой системе, отметил он, "процветает коррупционная составляющая, а также хорошо видна связка ЖКС и исполнительной власти". Он раскритиковал предыдущее правительство города: "Валентина Матвиенко распорядилась создать 45 жилкомсервисов, которые затем уничтожили большую часть документов, чтобы ими не смогли воспользоваться организаторы ТСЖ".
Марков считает, что системе ЖКХ не хватает 2 млн управленцев, и предложил их взращивать "с детского сада", "чтобы через 20 лет у нас уже был воспитан класс собственников и управленцев".
Для улучшения качества деятельности компаний в ЖКХ, уверен председатель Совета ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Евгений Пургин, государство должно полностью уйти из системы обслуживания домов, кроме разве что естественных монополий.
Аргументы общественника заключаются в том, что частные компании работают лучше. Тем не менее государство постоянно вмешивается в деятельность управляющих компаний и в случае даже минимального недовольства работой частников государство активно поддерживает инициативные группы, которые пытаются отстранить их от работы и вернуть дома "в лоно" ЖКС. Неравные условия, по словам Пургина, видны даже в арбитражных судах, когда государственные компании защищает сотрудник не ниже зампрокурора.
Тем не менее он уверен, что государство все равно уйдет из сферы ЖКХ. Причем, полагает Пургин, чтобы получить прибыль, государство должно делить и продавать жилкомсервисы уже сейчас, иначе в будущем их придется отдавать за долги.
С другой стороны, даже если этого не произойдет, практически любой чиновник в госструктурах через два-три года так или иначе начинает создавать свой бизнес в сфере ЖКХ, указывает эксперт, и государство будет уходить из сектора и по этой причине. Пургин уверен, что в Петербурге необходимо создать не менее 1000 частных компаний, которые будут обслуживать не более 100 тысяч кв. метров жилья.
Президент ООО "Городской центр коммунального сервиса" Геннадий Майоров отмечает, что, несмотря на достаточно высокие коммунальные тарифы, отрасль недофинансирована: "51% от коммунальных платежей уходит на выплату налогов. За последние пять лет коммунальные платежи увеличились на 70-75%, а жилищные услуги фактически оплачиваются на уровне пятилетней давности, рассуждает Майоров. ЖКС и чиновники жилищной сферы собственную бездеятельность перекладывают на плечи частных компаний, а финансовую составляющую – на плечи фактически неплатежеспособного населения. Он отмечает, что налицо двойное налогообложение, когда житель получает зарплату, из которой высчитывается налог, а затем платит квартплату, из которой также высчитываются другие налоги.
Пока частные компании из-за более тщательного государственного контроля, а также из-за отсутствия "доверительных" отношений с чиновниками, которые присущи госкомпаниям, и небольшого количества обслуживаемых домов являются малорентабельными. Евгений Пургин привел данные, согласно которым в Ленобласти прекратило существование 66 управляющих компаний, из них 65 – частных. В Петербурге за последнее время только в Центральном районе обанкротились две частные управляющие компании, а одна просто исчезла.
По данным жилищного комитета, в Петербурге работает 241 ЖКС и УК. Они обслуживают 81% многоквартирных домов. 19% находится на самостоятельном обслуживании ТСЖ и ЖСК. В структуре квартплат более 70% составляют тарифы естественных монополий, собственно жилищные услуги – менее 30%.
16/04/2012
Андрей Рысев