Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы
ЖКХ – огромное поле деятельности для малого предпринимательства. Уровень доходности в данном сегменте экономики не очень высок, но стабилен. Но для того, чтобы начать свое дело, малому бизнесу зачастую нужна поддержка городских властей.
http://www.business-magazine.ru/upload/bizmag_pics/bm114/25-3.jpg" hspace="4" width="200" align="left" vspace="4"/>Цель данной статьи - проинформировать об актуальных проблемах малого бизнеса в сфере ЖКХ, сделать практически выводы на основании проведенного исследования. Итак, наши задачи были таковы:
-
Во-первых, обосновать актуальность темы ЖКХ и малого бизнеса. Почему обозначенная тема вызывает споры? Отчего малый бизнес не спешит в ЖКХ? В чем выгода предпринимателей в области ЖКХ?
-
Во-вторых, важно выявить проблематику сферы ЖКХ и малого бизнеса. Какие сложности возникают у предпринимателей? С чем это связано? Нужно четко определить круг проблем, прежде чем их решать.
-
Далее нужно отметить и положительный момент - что уже сделано для решения указанных проблем. Интересно будет обращение к зарубежному опыты и практике решения проблем жилищно-коммунальной сферы в регионах РФ.
-
Обозначив круг главных проблем и уже имеющийся опыт их решения, учитывая мнения экспертов-консультантов, нам нужно определить пути решения проблем ЖКХ и малого бизнеса.
-
Интересно также обрисовать перспективы взаимовлияния малого бизнеса и ЖКХ.
-
Определив ключевые проблемы отрасли, опыт и пути их решения, дальнейшие перспективы, необычайно важно подвести итоги и сделать практические выводы.
-
Важнейшая задача - помочь предпринимателю сориентироваться в современных законодательных нормах.
Актуальность темы
Определяя актуальность данной темы, важно ответить на два главных вопроса:
-
Почему малый бизнес нужен в ЖКХ?
-
Почему малому бизнесу нужна сфера ЖКХ?
Что представляет собой современное отечественное ЖКХ? Это устаревшие (а чаще и вовсе отсутствующие) технологии и оборудование, большая затратность производства тепла и воды, неэффективные системы их транспортировки к потребителям…Уже для всех стал очевидным кризис сферы, жизненно важной для каждого без исключения. Финансовое обеспечение содержания городского хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджета Санкт-Петербурга. Где же выход? Можно ли вообще в условиях недостаточного бюджетного финансирования решить многочисленные проблемы предприятий ЖКХ? Кому и что для этого необходимо сделать?
Сфера ЖКХ давно признана приоритетным направлением для реализации городской программы поддержки малого бизнеса. Поэтому создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач правительства Санкт-Петербурга. Малый бизнес Санкт-Петербурга стремится работать в сфере ЖКХ, которая очень перспективна для развития предпринимательства. Однако для того чтобы начать свое дело, малому бизнесу зачастую нужна поддержка городских властей, в том числе и финансовая.
Почему малый бизнес должен идти в ЖКХ? В чем выгода? Отметим, что в сфере ЖКХ сосредоточено более 26% всех основных фондов. На долю ЖКХ приходится 20% общего объема энергопотребления. 64% предприятий имеют частную и смешанную формы собственности на рынке услуг ЖКХ. Очень показательно, что в 29 субъектах Федерации предприятия ЖКХ имеют положительное сальдо финансовой деятельности.
Уже общеизвестно, что с 1 января 2007 г. во всех жилых домах России должны быть созданы Товарищества собственников жилья (ТСЖ), которым предстоит выбрать управляющие компании для своих домов - либо оставить в качестве УК свой ДЭЗ, либо пригласить частную управляющую компанию. В случае если ТСЖ не будет создано или управляющая компания не будет выбрана, муниципалитеты решат эту проблему по своему усмотрению. А к 1 июля 2007 года должны быть выбраны управляющие компании. В новое управление должно перейти большинство жилого фонда страны. По последним данным, опубликованным на www.gkh-reforma.ru, сейчас только 6% жилого фонда находится в руках ТСЖ, в следующем году эта цифра должна достигнуть 10-12%.
Зачастую приходится слышать от предпринимателей об убыточности сферы ЖКХ. Отметим, что жилищно-коммунальное хозяйство может быть убыточным при нынешней системе, доставшейся в наследство от прошлого. Экономический потенциал сектора велик, и ЖКХ во многих странах является привлекательной отраслью экономики. Внедрение рыночных механизмов сделает вложения в жилищно-коммунальное хозяйство выгодными. По данным
Жилищно-коммунальное хозяйство называют одной из самых стабильных отраслей бизнеса, поскольку услуги, оказываемые населению, всегда востребованы. Пожалуй, это должно стать главным стимулом для предпринимательской активности. Получается, что сфере ЖКХ никак не обойтись без частных инвестиций. В то же время для предпринимателей жилищно-коммунальное хозяйство страны необычайно привлекательно. Стало быть, эти сферы обречены на диалог.
За последний месяц в Петербурге состоялось два круглый стола, посвященных проблемам малого бизнеса и ЖКХ. «Почему малый бизнес не спешит в ЖКХ?» - так сформулирована ключевая проблема двух встреч рабочей группы Общественного совета по малому предпринимательству. Каковы основные причины отсутствия частных инвестиций в такую стабильную область, как ЖКХ? Что мешает? Что уже сделано для преодоления трудностей? Какие перспективы ждут нас в ближайшее время? Эти и другие вопросы волнуют сегодня предпринимателей, представителей власти, да и простых жильцов. Представляется, что привлеченные эксперты, практикующие консультанты и нормативно-правовая база помогут ответить на все эти вопросы.
Проблематика малого бизнеса в сфере ЖКХ
Определяя круг стоящих пред нами проблем, необходимо, во-первых, ответить на вопрос: почему ЖКХ непривлекательно для малого бизнеса? Выделим две большие группы проблем: первая (I) содержит трудности, существующие в самой отрасли. Это те проблемы, которые придется взять на себя предпринимателю. Вторая (II) группа отражает проблемы, возникающие у самого предпринимателя на практике – это главные барьеры на пути реформирования ЖКХ.
I. Проблемы отрасли ЖКХ
По оценкам экспертов (1,2,3,4,5), одной из главных причин сложившейся ситуации является недостаточное финансирование сферы ЖКХ. В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 % объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере. Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики Санкт-Петербурга и превращается в источник угроз для социально-экономического развития Северной столицы.
Недостаточность бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса в целях реализации адресных программ капитального ремонта и развития привело к резкому увеличению износа основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется, во-первых, высоким уровнем износа, во-вторых, высокой аварийностью, в-третьих, низким коэффициентом полезного действия мощностей и, наконец, большими потерями энергоносителей. Так 40 процентов теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 9 процентов водопроводных сетей изношены менее чем на 50 процентов, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 25 процентов суточного потребления. По данным
Существующая непривлекательность комплекса городского хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Итак, ЖКХ, при всей стабильности, пугает современного предпринимателя по следующим причинам:
-
большая «затратность» производства;
-
высокая стоимость капитального строительства;
-
долгий срок окупаемости инвестиционных проектов;
-
нестабильность тарифной политики;
-
недостаточная прозрачность финансовых потоков;
-
риски потери инвестиций от непрогнозируемой политики региональных властей.
Таковы проблемы, возникающие перед частным инвестором, решившим войти в коммунальный бизнес. То есть это проблемы, существующие в сфере давно, проблемы, решение которых бизнесмен должен взять на себя. се это свидетельствует о наличии системного кризиса в городском хозяйстве и о межотраслевом характере возникших проблем.
II. Проблемы предпринимателей в сфере ЖКХ
-
Недостаточное количество заказчиков
Пожалуй, это основная проблема, стоящая перед малым бизнесом в сфере ЖКХ. У нас в городе более 20 тысяч жилых домов, но из них только в четырех с половиной тысячах созданы товарищества собственников жилья. Активно работают с малым бизнесом не более половины из них (по данным Алексея Степаненко).
-
«Межведомственная неразбериха»
По мнению исполнительного директора Ассоциации «Жилищный комплекс» Алексея Степаненко, именно это главная причина того, что реформа ЖКХ буксует. К жилому дому (а это главный объект реформы) имеют прямое отношение около 20 различных ведомств. Показательна фраза участника Круглого стола: «Каждое ведомство по-своему понимает суть реформы, преследует свои интересы», - сказал он. В этом, как нам представляется, и есть суть проблемы.
-
Налогообложение
-
Отсутствие приемлемых условий кредитования
-
Конкурсы. Коррупция
Известно, что в октябре-ноябре 2006 года в административных районах Санкт-Петербурга проводятся конкурсы на обслуживание домов, на которые выставляются десятки лотов. Среди условий тендерной документации – обязательный опыт работы в сфере ЖКХ за 2005 год и величина залогового взноса за каждый лот от 350 тысяч рублей. В Колпинском районе, например, торги осуществляются по 14 лотам. Внимание, вопрос: откуда у владельца ликвидированного объекта на метрополитене опыт работы в ЖКХ и 4,9 млн. рублей свободных на неопределенный срок средств? Вопрос о том, каким образом малые предприниматели смогут дать гарантийные обязательства (одно их условий конкурса) по вложению средств в капитальный ремонт жилых домов обсуждать уже нет смысла.
Иначе говоря, совершенно очевидно, что условия конкурса сознательно сформулированы таким образом, что реально в нем могут участвовать только существующие предприятия системы ЖКХ, либо управляющие компании застройщиков. Как выразился исполнительный директор Ассоциации «Жилищный комплекс» Алексей Степаненко на втором Круглом столе «Почему малый бизнес не спешит в ЖКХ?»: «Современные конкурсы – это выбор уже выбранной организации». Лаконично и с юмором резюмировал Алексей Витальевич сложившуюся ситуацию. В свою очередь создаваемые ТСЖ не могут сами управлять домом, так как сталкиваются с шантажом жилкомсервисов – таков вывод некоторых экспертов (1;2).
Несмотря на призывы властей, предприниматели не стремятся управлять вновь создаваемыми ТСЖ, потому что это невыгодно с точки зрения бизнеса. Наиболее типичный ответ на вопрос «Назовите причины нежелания малого бизнеса идти в ЖКХ» звучит так: «Налоги. Коррупция. И отсутствие кредитования для малого бизнеса». В частности, так охарактеризовала ситуацию другая участница 2-ого Круглого стола, проходившего 1 ноября в Лицензионной палате города, Наталья Блинова, член Совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.
-
Нерентабельность бизнеса
Очень показательно высказывание эксперта: «Управлять домом, где меньше 800 квартир, нерентабельно, это приведет к банкротству. Кроме того, если собственных средств на старт нет, то компания обречена на провал», - считает председатель ТСЖ «Северный оазис» Андрей Панченко.
-
Формальность существующих сегодня ТСЖ
Ещё один нюанс, позволяющий оценить запущенность ситуации, - это несоответствие документации действительному положению дел. По словам Владимира Семенова, председателя ТСЖ Центрального района, абсолютное большинство созданных ТСЖ – «мертворожденные». Он привел статистику: в Центральном районе – самом «продвинутом» в смысле реформирования ЖКХ – создано 311 товариществ. Однако реально занимаются управлением своих домов только 50 из них, остальные же существуют лишь на бумаге. И из этих 50-ти лишь единицы смогли добиться каких-либо успехов.
Очень показательна для нас и другая статистика: В Петербурге более 20 тыс. жилых домов, за 2 года только в 4,5 тыс. из них созданы ТСЖ. Обозначив круг проблем, сформулируем другой вопрос: Что уже сделано для преодоления трудностей в сфере?
Что сделано за последнее время?
Сначала проследим, что сделано для решения проблем в нашем городе, затем остановимся на зарубежном опыте жилищно-коммунального хозяйствования, после этого обозначим проделанную работу на региональном уровне РФ.
Как уже отмечалось выше, в октябре 2006 года в Петербурге состоялось два круглых стола, посвященных проблемам малого бизнеса и ЖКХ. «Почему малый бизнес не спешит в ЖКХ?» - так сформулирована ключевая проблема двух встреч рабочей группы Общественного совета по малому предпринимательству. В ходе работы были сформулированы основные проблемы отрасли, а также определены некоторые пути решения кризисной ситуации. В частности, 1 ноября, по окончании заседания в Лицензионной палате города ведущая стола, председатель «Купеческого клуба Санкт-Петербурга» Елена Церетели приняла решение о подготовке письма Губернатору города с просьбой рассмотреть конкретные шаги пути решения накопившихся проблем в сфере ЖКХ.
На первом месте стоит необходимость создания межведомственной комиссии, в которую вошли бы как представители власти, так и представители Общественного совета по малому предпринимательству. Кроме того, планируется включить в состав комиссии независимых экспертов по проблемам ЖКХ.
Необычайно важна предварительная аналитическая работа, результатом которой должна стать приложенная к Письму грамотная аналитическая записка. Кроме того, принято решение о поднятии вопроса о проблемах ЖКХ на IV Форуме Малого предпринимательства.
Еще одно важное для нас событие города состоялось 13 ноября в КЭРППиТ – заседание Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга. В ходе работы обсуждались проблемы жилищно-коммунальной сферы. Было решено просить Правительство города принять необходимые меры для обеспечения возможности участия малых предприятий Санкт-Петербурга в конкурсах на техническое обслуживание жилого фонда. Другой не менее важный итог заседания – решили обратиться в Жилищный Комитет с просьбой об оказании содействия субъектам малого предпринимательства в доступе на рынок оказания жилищных услуг путем предоставления в адрес Общественного совета обновляемой информации о зарегистрированных в городе ТСЖ и компаниях, осуществляющих техническое обслуживание жилого фонда.
Петербургским предпринимателям будет интересен также опыт разработки системы экологического менеджмента в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга", информация о котором отражёна в конце записки. ля нас будет полезным учесть зарубежный опыт решения жилищно-коммунальных проблем.
Как считает директор направления городского хозяйства фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев, в мире разработаны всего три модели реорганизации коммунальных отношений:
-
Англия и Чили пошли по пути полной приватизации объектов жизнеобеспечения. Такой вариант в России даже не рассматривается.
-
В Германии применяется схема, где предприятия отрасли становятся акционерными предприятиями, основным пакетом в которых обладает муниципалитет. Она к отечественным условиям тоже не подходит, поскольку бизнес не рискует «вкладываться» в предприятия, на которых из-за гипервлияния власти невозможно сформировать эффективную частную систему управления.
-
Остается принцип, который, кстати, апробирован в большинстве стран с рыночной экономикой и известен как «французская модель». Это сочетание муниципальной собственности на объекты ЖКХ и управления ими со стороны частного бизнеса на условиях долгосрочных договоров аренды и сопутствующих инвестиционных соглашений. Именно такая модель, по словам Сергея Сиваева, активно внедряется в регионах России и не вызывает раздражения у местных властей. Ей, в частности, соответствует модель сотрудничества, которое развивает ОАО «Российские коммунальные системы».
Заслуживает внимания региональный опыт РФ в сфере реформирования ЖКХ. Для наглядности в конце аналитической записки приведены дополнительные материалы, посвященные этой теме («ОАЗИС» на Крайнем Севере, Ивановский опыт управления городской электросетью, Планирование внедрения систем экологического менеджмента ISO 14001:2004 и менеджмента качества ISO 9001:2000 на предприятии ВХК, Проект "Содействие реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", Дмитровский опыт коммунальной реформы).
В той или иной степени названные выше механизмы используются органами местного самоуправления. В ряде городов России осуществлен перевод отдельных видов услуг на полную оплату населением, что является привлекательным для частных предприятий. В ряде регионов функции по социальной защите граждан при оплате жилья и коммунальных услуг переданы органам соцзащиты. Важно отметить, что механизмы реформы уже были апробированы: 19 регионов Российской Федерации в порядке эксперимента стали внедрять новые принципы регулирования раньше, и в этих регионах сегодня быстро формируется благоприятная среда для вхождения частного бизнеса в сферу ЖКХ.
Что необходимо сделать?
Следует обратить внимание на недавнее событие сфере ЖКХ. 2 октября 2006 года, под председательством Министра регионального развития Владимира Яковлева, состоялось заседание Коллегии Минрегиона России.
С основным докладом о комплексе мероприятий по развитию жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на 2006-2009 годы выступил директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ремир Мукумов.
Прежде всего, нас интересует, какие пути обозначены в правительстве. Насколько они совпадают с тем, как видится ситуация предпринимателям и экспертам. Так, правительство определяет следующие пути решения кризисной ситуации:
-
развивать концессионные механизмы;
-
вводить ограничения на приватизацию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения, сетей теплоснабжения;
-
провести финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса (списание пеней и штрафов по налоговым неплатежам и неплатежам во внебюджетные фонды и реструктуризация тела основного долга на срок не менее семи лет).
Отметим ещё одно важное положение заседания - желание поддержать необходимость создания федеральной Службы по государственному контролю и надзору в жилищно-коммунальной сфере.
ЖКХ – огромное поле деятельности для малого предпринимательства. Уровень доходности в данном сегменте экономики не очень высок, но стабилен. Особое внимание заслуживает такой вид деятельности, как сбор, сортировка и переработка вторичного сырья.
Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004 – 2010 годы включает в себя комплекс мероприятий нормативно-правового регулирования, обеспечивающих, в том числе привлечение в эту сферу предприятий малого и среднего бизнеса.
Как отмечает большинство специалистов, в целях обеспечения условий для привлечения частного бизнеса в жилищную и коммунальную сферы необходимо:
-
финансовое оздоровление предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса;
-
законодательное установление единого порядка тарифного регулирования;
-
перевод отдельных видов услуг на самоокупаемость;
-
проведение детального анализа системы управления жилищным и коммунальным комплексами муниципальных образований;
-
создание рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом.
Наши эксперты (1;5) отмечают, что реформа ЖКХ – это проблема регионов. Федеральная власть в этом плане может помочь реформе меньше, чем местное самоуправление. Все зависит от воли руководителя региона.
Председатель ассоциации «Жилищный комплекс» Алексей Степаненко отметил, что Товарищества собственников жилья – это единственный заказчик для малого бизнеса в сфере ЖКХ. Следовательно, логика получается простая – чем больше будет создаваться ТСЖ, тем больше шансов у малого бизнеса работать с ними.
В итоге, если говорить о проблеме привлечения бизнеса в ЖКХ на уровне Санкт-Петербурга, в ней можно выделить три ключевые задачи, которые необходимо решить:
-
решение межведомственной «неразберихи», то есть создание четкой нормативно-правовой базы, которая прописывала бы обязанности всех ведомств в ходе реформы ЖКХ;
-
привлечение бюджетных средств для организации реформы ЖКХ;
-
создание городской межведомственной комиссии по вопросам реформирования ЖКХ.
Если эти задачи удастся решить, то, вероятно, риски привлечения частного бизнеса в сферу управления коммунальным хозяйством существенно снизятся.
Перспективы развития ситуации
По прогнозам министра регионального развития России Владимира Яковлева, К 2008 году должно быть обеспечено стопроцентное управление ЖКХ частными управляющими компаниями. Будут обеспечены условия для создания ТСЖ и ликвидированы ГУПы, мешающие развитию конкуренции на рынке коммунальных услуг.
Об этом министр заявил на заседании расширенной коллегии Министерства, посвященной планам на текущий год (по данным
Прогнозы более чем оптимистичные. Однако стратегия зачастую далека от действительности. Что нужно для того, чтобы изменить ситуацию в корне?
Сегодня достаточно очевидно, что главный ресурс, который необходимо использовать с точки зрения изменения ситуации в жилищно-коммунальном секторе, - это определение правил взаимоотношений и оптимальной пропорции между властью и бизнесом в секторе, а также создание мотивации для того, чтобы эта сфера была привлекательной для бизнеса.
На правительственном уровне предпринимаются попытки планировать будущее ЖКХ. На заседании Правительства РФ министр регионального развития Владимир Яковлев выступил с докладом на тему «Реформа жилищно-коммунального хозяйства». Министр предоставил анализ процесса реформирования ЖКХ и комплекс мер, позволяющих сделать отрасль безубыточной и привлекательной для бизнеса.
По данным, размещенным на
-
исключение затрат, связанных с оплатой госпошлины (2000 рублей);
-
исключение затрат за открытие расчетного счета в банке; исключение затрат на оформление правоустанавливающих документов, в том числе на техническую документацию, необходимую для последующей эксплуатации инженерного оборудования;
-
при оформлении собственности на землю под зданием освобождение от уплаты земельного налога на 3-5 лет в период становления ТСЖ;
-
внесение изменений в Налоговый кодекс в части освобождения от налога на прибыль взносов на капитальный ремонт дома.
В декабре в Северной столице пройдет ключевое для событие - IV Форум малого предпринимательства. Важно, что в рамках Форума пройдут круглые столы, посвященные привлечению малого бизнеса в сферу ЖКХ. Вероятно, в ближайшем будущем жилищно-коммунальный рынок станет еще более привлекательным для петербургских предпринимателей.
Эксперты практически в унисон говорят о том, нужно изменить политику реформирование ЖКХ. Этот важнейший вопрос деятели Общественного Совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга собираются поднимать на Форуме малого предпринимательства.
Резюме
Итак, подводя итоги, можно резюмировать следующее:
Малый бизнес Санкт-Петербурга стремится работать в сфере ЖКХ, которая очень перспективна для развития предпринимательства. Однако для того чтобы начать свое дело, малому бизнесу зачастую нужна поддержка городских властей, в том числе и финансовая. Доля частного капитала в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг нас современном этапе оставляет желать лучшего.
Создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач правительства Санкт-Петербурга.
Главные барьеры на пути реформирования ЖКХ – межведомственные трения, недостаточное количество заказчиков, высокое налогообложение, плохое кредитование малого бизнеса, «нечестные» конкурсы, несоответствие документации действительности и другие. Наряду с этими сложностями налицо кризис всей отрасли, износ основных фондов, нестабильность тарифной политики и т.д. Список можно продолжить, однако гораздо важнее определить пути решения проблем.
Чтобы решить проблему привлечения бизнеса в ЖКХ на уровне Санкт-Петербурга, необходимо решить как минимум три ключевые задачи: первая заключается в решении межведомственной «неразберихи», а вторая – в привлечении бюджетных средств для организации реформы ЖКХ, третья – в создании городской межведомственной комиссии по вопросам реформирования ЖКХ.
Если эти задачи удастся решить, то, вероятно, риски привлечения частного бизнеса в сферу управления коммунальным хозяйством существенно снизятся. Специалисты (2;5) отмечают, что Санкт-Петербург имеет огромный жилищно-коммунальный потенциал. Именно здесь, на региональном уровне, должно произойти реформирование ЖКХ. И лишь потом, ориентируясь на наш город, преобразовывать ЖКХ будет вся Россия.