Производственный стартап на продукте массового потребления, который долго хранится и пользуется стабильным спросом
– Самое главное – правильно сделать выбор. Особенно, если у тебя нет каких-то ходов влево-вправо. Поэтому мы с компаньоном остановились на продукте массового потребления, который долго хранится и пользуется постоянным стабильным спросом. Решив, что на этом можно развивать производство, начали работать, буквально в гараже.
Конечно, возникали мысли обратиться за субсидиями. Ведь все приходилось делать на потребительских кредитах. А как иначе! В той ситуации просто по-другому не получалось. Потому что изучив, например, программу содействия малому предпринимательству Сбербанка, я понял – придти туда с идеей не получится. Либо эту идею, скажем, кто-то возьмет и будет использовать для себя.
То же самое касается оборудования, например, которое мне требовалось. Мы собирались приобрести в лизинг для определенных целей машины, выполняющие производственные операции. Не буду называть банк, но вместо оборудования мне предложили купить трактор. Мы спросили: а зачем он нам, и получили совершенно внятный ответ: если прогорите, то трактор можно легко продать, а производственные механизмы еще долго простоят на складе.
Так вот мы рискнули производить продукт, который никто в России не изготавливает. Пакетированный чай, но не такой, к которому все привыкли. Компания «Титон» стала первым в стране производителем этого напитка в перфорированных стиках. Получили мировой патент на новую технологию изготовления «стикпака». Теперь все просто – опускаете стик в горячую воду, перемешиваете, и напиток готов. В отличие от привычного чайного пакета эту расфасовку не нужно отжимать.
Продукт производится на оборудовании, которое естественно сертифицировано. А сначала возникали технологические трудности, например, с фасовкой чая в узкую палочку. Хорошо, что работает инженерная мысль. Теперь, благодаря усилиям технических специалистов, мы производим качественный продукт, который доступен по цене большинству потребителей.
Конечно, хотелось бы, чтобы государство развернулось к производственникам лицом. Потому что я знаю немало людей, которые вроде бы занимаются предпринимательством – продажа запчастей для иномарок, когда на деталь, пришедшую из-за рубежа, накидывается наценка в 30%. Вот и весь бизнес, заработали денег. В нашем случае мы пошли совсем другим путем. Берем сырье, и из него делаем вещь, совершенно новую, которую можно потрогать. На сентябрьской международной выставке «Ворлдфуд» в Москве даже выиграли серебряную медаль «Продукт года 2012» и теперь имеем право размещать ее логотип на этикетке, что является знаком качества для потребителей и дистрибьютеров. Затем получили по трем номинациям первое место и на выставке «Петерфуд».
Это приятно, потому что мы ни с кем нигде не договаривались. Видимо продукт людям нравится. Мы рассчитываем, что массовый потребитель примет его. В наших планах сделать максимально все возможное, чтобы вырасти в крупную компанию, которая будет родом из России.
(В материале использованы фрагменты телепрограммы «Большой город» с Андреем ШАБАНОВЫМ от 21.12.2012)
СПРАВКА
В 2012 году как минимум три предпринимательские инициативы молодых петербуржцев заслужили признание за пределами региона. Два старт-апа реализованы в сфере интернета и мобильных технологий, третий – это низкобюджетное производство... детских номерных знаков.
Так, например, финалистом сразу в двух номинациях премии «Старт-ап года», учрежденной бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ, стало создание единой стандартизированной платформы для музеев и их посетителей. Она так и называется «Смарт Музей». Проект включает в себя мобильное приложение и позволяет любому хранилищу, начиная от самых маленьких провинциальных и заканчивая Государственным Эрмитажем и Русским музеем, внедрить в свои экспозиции элементы дополнительной реальности. Молодые петербуржцы были отмечены в номинациях «Открытие года/Быстрый старт» и «Лучший инновационный старт-ап». В состав жюри входили представители инвестиционных фондов, высокотехнологичных компаний и успешные российские бизнесмены.
В Петербурге, на ежегодном конкурсе инновационных проектов WebReady, победителями стали создатели сервиса автоматического сбора и анализа JavaScript-ошибок на веб-сервисах. Проект Qbaka получил приз в размере 500 тысяч рублей, а также возможность привлечь грант в сумме до 5,0 млн рублей от Фонда «Сколково». В 2012 году за победу в конкурсе боролись 582 старт-апа из 90 городов и 13 стран мира.
Две подруги Мария Новоселок и Александра Паньшина, став молодыми мамами, вложив в общее дело 1,5 млн рублей организовали в Петербурге производство по изготовлению номерных знаков на детские коляски. Деньги взяли в долг у друзей и родителей, а также в виде потребительских кредитов под залог двух автомобилей.
Первым крупным клиентом такой продукции стала сеть гипермаркетов «Окей». Номера на детские коляски внешне мало чем отличаются от привычных автомобильных. Ассортимент – 93 наиболее популярных имен для малышей из 40 регионов страны, с учетом местной специфики. Позднее, когда выяснилось, что на продукцию имеется устойчивый спрос у таких сетей как «Дети» и «Здоровый малыш», петербургские предпринимательницы зарегистрировали в июле 2012 года компанию «Бэмби плюс».