Будки и вольеры для собак - опыт создания прибыльного бизнеса
04 марта 2014
Интервью с предпринимателем:
"... в Европе производство будок и вольер - серьезный бизнес, а в России ниша практически пуста... конкуренция слабая и в основном сконцентрирована в Москве"
Сегодня собственным опытом создания бизнеса по производству будок и вольеров для собак поделится с нашими читателями основатель компании ForDog.ru Гараев Надир.
Надир, чем занимается ваша компания?
Более 10 лет занимаемся производством и продажей изделий для собак (вольеры, будки). Основное направление: розничная торговля товарами повседневного спроса (среднемесячные продажи 20 млн.рублей). Также мы занимаемся производством хлебобулочных изделий (примерно 200 тонн в месяц), кроме того производим подушки с гречишной лузгой и черную соль. В начале 2000-х годов построили деревообрабатывающий цех для производства погонажа (вагонки, половой рейки).
Многие задумываются об открытии собственного бизнеса, но далеко не все в итоге его открывают. Как вы пришли к мысли начать именно этот бизнес?
Решение об открытии данного направления далось легко, т.к. дополнительные инвестиции понадобились только на продвижение: оборудование и персонал уже были. А к этой мысли пришли при анализе новых рынков сбыта продукции деревообработки. Обратили внимание, что в Европе производство будок и вольер - серьезный бизнес, а в России на тот момент ниша была пуста.
С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса вы столкнулись?
1. Техническая проблема - разработка конструкций изделий и отработка технологии производства.
Изучили предложения производителей вольер и будок из Германии и из Голландии, изучили спецлитературу по содержанию собак в силовых структурах, проконсультировались с кинологами силовых структур. Собрав материалы, начали продумывать конструкцию, т.к. главное условие – разборность конструкций. Разработали, собрали-разобрали-переделали. Собрали-показали кинологам-переделали. Изучили мнения и рекомендации первых клиентов, снова доработали. Также конструкцию пришлось увязать с габаритами автотранспорта. В результате получилась основа, которая используется уже свыше 10 лет. Вносятся лишь небольшие доработки.
2. Продвижение: сайт, реклама, логистика. По сайту обратились к компании, с которой уже давно сотрудничали. Они выдавали рекомендации по продвижению сайта, по контенту.
По вашим оценкам, какова минимальная сумма, с которой сегодня можно начать этот бизнес? Какое оборудование потребуется?
Сумму минимальных вложений оценить сложно, т.к. все зависит от выбранной схемы бизнеса:
1. Собственное производство и продажи: оборудование примерно 500 тыс. рублей, помещение (покупка или аренда) примерно 1000 кв. метров, материалы (запасы) примерно на 100 тыс. рублей, сайт и его раскрутка примерно от 100 тыс. рублей, без учета поддержки и рекламы;
Оборудование, необходимое для производства вольеров и будок для собак:
Для окраски металлической части вольер требуется сушильная камера с краскопультом.
Кроме всего этого требуется и ручной инструмент.
Если достаточно средств для инвестирования, то можно закупать новое оборудование у специализированных компаний (к примеру «Ками-станкоагрегат»), но этот вариант очень дорогостоящий и, если проект рассчитан только на вольеры и будки, то не приемлем.
Другой вариант – поискать оборудование бу на простаивающих или банкротящихся предприятиях, т.к. можно найти достаточно работоспособное оборудование по очень привлекательным ценам. Если на примете есть хороший механик, то этот вариант – лучший.
Сушильную камеру придется строить самим.
2. Размещение заказов у местных производителей и продажи: сайт и его раскрутка примерно от 100 тыс. рублей, без учета поддержки и рекламы;
3. Размещение заказов у местных производителей и продажи с использованием сайта www.fordog.ru (как представителя) - сумма минимальная (1,0 тыс. рублей в месяц);
4. Продажи как торговый представитель - нет затрат, но приобретается опыт продаж
Предпочтительнее начать с п.4 и подниматься к п.1, чтобы минимизировать риски
Существуют ли какие-либо дополнительные административные требования (к помещению, опыту специалистов и пр.)?
Особые требования к помещению: отапливаемое, с хорошей вентиляцией.
Попробую конкретизировать:
Требуются складские площади для хранения металла и пиломатериалов – площади зависят от удаленности от поставщиков и экономической целесообразности частоты пополнения запасов.
Помещения цехов: сварочный, деревообрабатывающий и покрасочный должны обеспечивать противопожарную безопасность, должны быть изолированы друг от друга.
Высота потолков не менее 3-х метров. Размер требуемых площадей зависит от объемов производства, но не менее 50 кв. метров на каждый цех.
Отдельно должен быть сборочный цех с площадью минимум 100 кв. метров. Также придется содержать небольшой неотапливаемый склад для готовой продукции.
Желательно иметь также неотапливаемый склад или двор для площадью 500 кв. метров для сборки вольер для питомников (в этом случае длина комплекса вольер может достигать 20-30 метров.
Требования к производственному персоналу - стабильность персонала (производственные рабочие и монтажники)
На чем можно сэкономить и на чем экономить не стоит?
Экономить за счет ухудшения качества материалов не стоит. Можно экономить за счет организации производства по технологии fordog в своем регионе, т.к. в этом случае значительно снижаются транспортные расходы по доставке.
Как долго вы окупали первоначальные вложения?
Т.к. этот бизнес был организован тогда, когда практически не было конкурентов, то затраты окупились в период менее года
Существует ли сезонность в вашем бизнесе? Как вы решаете проблему низких сезонов?
Активизируем работу с кинологическими службами силовых структур, хотя это не выход из-за длительности процессов их «обработки», но это сглаживает пики. Кроме того, активизируем работу с муниципалитетами и поставляем им контейнеры для мусора, урны, скамейки и т.п..
Да, сезонность существует. Пики продаж приходятся на весну-осень, и зимой при значительных изменениях погоды (в целом зимой - спад). Летом продажи стабильны, кроме августа, видимо, отпуска и т.п..
На подбор каких специалистов стоит обратить особое внимание. Как вы подбирали ключевых сотрудников? Какие требования при подборе специалистов? На что обратить внимание следует? Какую схему оплаты вы практикуете (сдельную, процент от продаж, оклад)?
Т.к. мы расположены в поселке, то здесь каждый каждого практически знает. Для рабочих важным является именно владение своей рабочей специальностью. Текучести практически нет. Оплата сдельная, косяки штрафуются.
Все важны, особенно продажники и монтажники
Очевидно, за время работы вы перепробовали различные способы рекламы. Какие рекламные носители доказали свою эффективность, а от каких вы в итоге отказались?
Наиболее интересна вирусная реклама и распространение буклетов-листовок в почтовые ящики частных домов? Какое количество клиентов приносит вам сайт? Этот вопрос, признаюсь, самый сложный и ответить на него затруднительно.
Попытаюсь перечислить то, что пробовали. Участвовали в выставке "Зоосфера" и нескольких выставках собак – результаты очень плохие, поэтому отказались.
Пытались привлечь через сайт, организуя на нем различные фотоконкурсы, это дало посещаемость, но не продажи.
Распространение листовок проверили в локальных районах Казани и Йошкар-Олы, что дало нулевой результат. Но поступающие заказы из Москвы говорят об эффективности листовок, однако в этом регионе мы их распространяем только в том поселке, куда приехали для исполнения заказа.
Видимо, следует именно в этом направлении работать, т.к постоянно есть повторные заказов именно из этого поселка . Емейл-рассылки (не спам!) тоже не принесли желаемого результата.
Подавляющее большинство клиентов приносит сайт (примерно 70%), а 30% приходят по рекомендациям клиентов (даже спустя 5 лет такое бывает). Пробовали организовать сотрудничество через питомники собак, но у владельцев питомников нет времени и желания заниматься «сопутствующим» товаром.
Что вы можете сказать о конкуренции в вашем бизнесе?
Конкуренция слабая и в основном сконцентрирована в Москве. При этом мы умудряемся производить много продаж в Москве, находясь от нее в 900 км. В регионах пока абсолютно нет конкуренции и тот, кто первым сумеет охватить свой регион будет вне конкуренции.
Отразился ли на вашем бизнесе экономический кризис?
В первое время продажи упали, но теперь все восстановилось.
Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития вашего бизнеса? Планируете ли вы расширяться или открывать смежные направления? Подробнее...
Открывать смежные направления мы не планируем, т.к. и здесь полно работы. Опыт работы схожего бизнеса в Европе показывает, что этот рынок будет расти.
Повторюсь, что рынок будет расти. Пока он развивается только в мегаполисах и мы обязательно будем думать про стратегию увеличения продаж в мегаполисах. Даже элементарный анализ интернета показывает рост количества фирм-производителей. Когда мы начинали производство, то в Рунете была только одна компания, предлагающая вольеры и будки, но она не специализировалась на них, а являлась и является питомником. А сейчас только в РФ можно насчитать не менее 10 фирм (практически все в Москве), и столько же в Украине (хотя лет 5 назад не было ни одного).
Для себя мы ставим задачу: в радиусе до 1000 км от нас создать сеть представителей (агентов) и т.п. для поиска клиентов «на местах», т.к. очень немногие потенциальные клиенты склонны доверять «на расстоянии». Если решим эту задачу, то «расширимся»
Ранее, ниже, я уже писал, что мы хотим дать возможность всем, кто не находится в зоне наших непосредственных интересов (1000 км), организовать производство и продажи вольер и будок – это, по сути, обосновано желанием «раскачать» рынок данных товаров.
Опираясь на свой опыт, что бы вы посоветовали тем, кто только планирует начать этот бизнес?
Рекомендовал бы начать с организации продаж, чтобы отработать схему ведения бизнеса:
Изучить товар и научится его предлагать
Напечатать буклеты и организовать его распространение через заводчиков (питомники) собак в своем регионе, стать партнером fordog (в этом случае появится ссылка на сайте как на представителя и высылаются листовки)
После того, как пойдут первые продажи, начать искать возможность организации собственного производства, просчитав, что "интереснее": перепродажа, агентское вознаграждение, производство подрядчиками, собственное производство
Важное!
Почему я обратился с таким интервью?
Дело в том, что доставка вольер и будок на расстояние свыше 1000 км в один конец приводит к значительному удорожанию и это отпугивает многих клиентов.
Вместе с тем в каждом регионе есть люди, которые смогут организовать подобный бизнес с минимальными затратами, проблема только в том, чтобы стартануть.
Тратить деньги на создание и поддержку сайта - вряд ли экономически выгодно для работы в регионе. Да и покупателю заказывать у нас невыгодно из-за удаленности.
Поэтому мы решили дать возможность всем желающим попробовать себя в этом бизнесе с минимальными затратами, ведь, при таком раскладе, с нашей поддержкой можно организовать производство во всех республиках бывшего СССР.