Зарабатываем на квестах
Квест — это логическая командная игра, которая проходит по заранее определенному сценарию. Финансовые вложения в игру - минимальные. Цена квеста должна быть адекватна любому другому городскому развлечению: например, походу в кино, на концерт или в кафе. Участники вносят деньги на игру перед стартом, когда получают на руки задания.
Квесты бывают как пешеходные, так автомобильные и велосипедные, и уже давно стали любимым развлечением горожан. Их проводят как крупные компании, специализирующиеся на ивент-мероприятиях (как правило, это корпоративные квесты с привлечением профессиональных актеров и спортсменов и с элементами экстремального отдыха — гонками на гидроциклах, прыжками с парашютом и т.д.), так и энтузиасты-одиночки, которые решили поставить свое хобби на профессиональную основу. Разумеется, цены на такие мероприятия существенно отличаются — от пары сотен рублей до нескольких тысяч долларов.
В среднем играют 10—12 команд, каждая состоит из 5—6 игроков, которые выбирают капитана, в чьи обязанности входит поддерживать связь с координатором игры, то есть с вами.
Сценарий содержит в себе описание маршрута, по которому проходят команды. Маршрут состоит из ряда контрольных точек, на которых вы оставляете для игроков задания-головоломки. Разгадка содержит информацию о следующей контрольной точке, в которой нужно найти и разгадать следующую головоломку, и так далее, пока команда не достигнет финиша. Участникам победившей команды выдаются недорогие памятные призы.
Чем интереснее будет сценарий квеста, тем большим успехом будут пользоваться ваши игры. Если сценарий будет скучным — игру не спасут ни клоуны, ни гидроциклы.
Как правило, квесты проводятся в выходные дни. Если у вас будет достаточно заявок от игроков и свежих маршрутов, то вы может проводить квесты хоть каждую субботу и воскресенье. Сезон игр начинается с мая и заканчивается с наступлением холодов. Июнь и сентябрь — пиковые месяцы, во второй половине июля и августе наступает спад по причине отпускного сезона. Сейчас у вас есть время подготовиться к сентябрьскому «высокому сезону».
Успешный сценарий имеет две составляющие. Первая — это интересные логические задания со сложной шифровкой, оригинально поданные. Вторая — чтобы сценарий не был утомительным. Нужно ограничить маршрут квеста территорией в радиусе нескольких километров, максимум пяти.
При составлении сценария можно отталкиваться от нескольких отправных точек. Первая — территориальная, связанная с интересной локацией. Это могут быть парковые зоны, несколько памятников, недострои (заброшенное многоэтажное здание, бассейн) и другие объекты, позволяющие проложить оригинальный маршрут квеста. Избегайте локаций, которые могут нести потенциальную опасность здоровью и жизни участников: оживленных трасс, действующих строек, заброшенных предприятий, микрорайонов с неблагоприятной криминогенной ситуацией.
Другая отправная точка при создании сценария — это тематика будущей игры. Например, вы можете построить сценарий игры на историческом материале. Ряд локаций, которые объединит сценарий маршрута — позволит совместить квест с экскурсией по историческим местам города. Подобный квест будет особенно интересен гостям города.
Немало локаций города можно найти в современной литературе. При желании можно построить сценарий по маршруту, которым передвигались по городу герои произведений, используя задания, основанные на знании сюжетов из книг.
Также можно построить маршрут по малоизвестным достопримечательностям города. В последние несколько лет на улицах города появилось немало современных памятников. Такой квест будет интересен тем, что не все эти памятники известны даже коренным жителям.
И последняя отправная точка для создания сценария — это квалификация игроков. Новичкам нужны маршруты покороче, а задания попроще. Игроки, которые уже прошли не одну сотню квестов, отдают предпочтения экзотическим локациям, куда еще не ступала нога горожанина. После того как вы составили маршрут и сценарий игры, обязательно пройдите его сами, чтобы вы имели представление обо всех возможных особенностях маршрута и реальном времени его прохождения. Наиболее оптимальная продолжительность игры — 4 часа (2 часа играть покажется мало, 6 — утомительно).
Все контрольные точки, на которые попадает игрок в процессе квеста, должны быть публичными местами. Вам необходимо заранее уточнить, требуется ли специальное разрешение для посещения объекта или учреждения, который вы включили в маршрут. Если разрешения нет, измените сценарий.
Для проведения квестов не нужна лицензия Министерства культуры и туризма, маршруты так же не нужно согласовывать ни с Минтуризма, ни с городскими властями. Получать разрешение в ГАИ для проведения автомобильного квеста так же не нужно. Достаточно стать частным предпринимателем.
Удобнее и эффективнее всего рекламировать свои игры через интернет. Но так как услуги по созданию сайта и его поддержке требуют не только стартовых инвестиций, но также ежемесячных вливаний, лучше всего воспользоваться услугами социальных сетей (Facebook, «Одноклассники», «ВКонтакте») и блогов («Живой Журнал», Blogspot, Twitter).
Во-первых, вы экономите деньги на создании сайта. Во-вторых, возможности социальных сетей и блогов (например, создание «события» «ВКонтакте» или тематического сообщества в «Живом Журнале») значительно упрощают процесс организации игроков в команды. Будущие участники регистрируются на вашей страничке, подтверждая свое участие, а удобная обратная связь (личные сообщения и возможность комментирования ваших записей) делает максимально удобным согласование деталей будущей игры.
Вы создаете свои странички на 5—6 самых популярных блогах и социальных сетях и одновременно размещаете на них свои контактные координаты и информацию о предстоящем квесте. Сценарий, конечно же, должен сохраняться в тайне: вы информируете читателей о дате квеста, его тематике (например, «Проходные дворы»), количестве игроков, времени, которое отводится на игру, стоимости участия и о месте сбора игроков. Желательно, чтобы к моменту создания странички у вас уже было расписание 3—4 квестов, чтобы потенциальные игроки могли выбрать себе удобную дату и наиболее интересный для себя маршрут.
Будьте готовы к тому, что вам придется уделять работе в интернете немало вашего времени — вы должны быть готовы ответить на все вопросы. И учтите: задавать их будут игроки с немалым опытом прохождения квестов.
Финансовые вложения в игру минимальные — в пределах нескольких сотен гривен. Бюджет игры составляется исходя из числа игроков, количества заданий и маршрута, числа привлеченных агентов (в зависимости от сложности задания агента.). Многие координаторы квестов приглашают в качестве агентов своих друзей и знакомых, располагающих свободным временем в выходной день. Агент не только передает задания участникам квеста, но также может вмешаться, если во время игры возникла какая-то непредвиденная ситуация. Например, участник игры не знает агента в лицо, но должен вычислить его, задавая условленный пароль прохожим на контрольной точке. Вполне вероятно, что кто-то из граждан неадекватно отреагирует на вопрос, продает ли он славянский шкаф с тумбочкой.
Значительная часть бюджета уходит на призовой фонд. Количество подарков должно соответствовать числу участников команды — максимум 5. Логично, чтобы призы имели отношение к тематике квеста. Например, если это игра, основанная на сюжете книги М. Булгакова «Белая гвардия», купите 5 экземпляров этого романа.
Другая по важности статья расходов — задания. Распечатайте их, заклейте в конверты, закупите шариковые ручки по числу игроков квеста. Задания могут быть не только на бумаге, но также на носителях информации: например, записанные на CD-R’ах, дискетах, магнитофонных кассетах. Такие экзотические в наше время носители, как дискета или кассета, сами по себе дают возможность для нового задания: попробуйте найти в центре города в кратчайшие сроки кассетный плеер или компьютерный клуб, в котором сохранились компьютеры с дисководами для флоппи-дисков. Задания нужно подготовить с небольшим запасом, если вдруг число участников на старте превысит количество заявок.
Стоимость участия игрока формируется исходя из бюджета и количества игроков: чем больше участников, тем ниже цена. Цена квеста должна быть адекватна любому другому городскому развлечению: например, походу в кино, на концерт или в кафе. Участники вносят деньги на игру перед стартом, когда получают на руки задания.
Не стоит недооценивать опасности, которые могут возникнуть по ходу квеста. Во-первых, неадекватные граждане, которые могут проявить агрессию по отношению к игрокам. Во-вторых, возможны проблемы с полицией, если игрок в порыве азарта нарушил закон: например, залез на территорию охраняемого объекта. Наши эксперты дали нам несколько рекомендаций по технике безопасности квеста:
Для начала нужно составить регламент и правила для каждой игры, исходя из ее сценария. В регламенте нужно прописать, что игроку не рекомендуется общаться с пьяными, нарушать общественный порядок и правила дорожного движения, проникать на охраняемые объекты.
Каждый игрок перед началом игры должен подписать регламент квеста. Этот документ не имеет юридической силы, но его цель в другом: игрок должен понимать, что на время прохождения квеста он сам несет ответственность за собственное здоровье и благополучие.
В любом случае вы должны быть где-то неподалеку, чтобы иметь возможность вовремя вмешаться. Координируя игру, вы поддерживаете связь с капитанами команд по мобильному телефону, уточняя, где именно находятся игроки.