Кузнец своего бизнеса
Продать можно только работу, творчество не продается, уверен мастер художественной ковки из Владимира Илья Папян. Он основал и возглавил товарищество кузнецов «Булат». Мастера не только создают изделия обихода, но и занимаются украшением интерьеров элементами старинного вооружения, организовывают фестивали исторических реконструкций, турниров по фехтованию, в которых с удовольствием участвуют молодые владимирцы.
Можно лишь позавидовать тому, кто сумел превратить дело своей жизни в работу. Нет, не в рутинную ежедневную обязаловку, а в постоянный источник дохода. Если от любимого дела ты получаешь максимум морального удовлетворения, если лучшим стимулом является наслаждение качественной работой, а главным бонусом – довольные клиенты, то можно смело открывать бизнес. В таких условиях он обречен на успех. История владимирского кузнеца Ильи Папяна самое наглядное тому подтверждение.
Илья занимается художественной ковкой уже 12 лет и уверен, что кузнечное ремесло – это не хобби, это просто судьба. Со своей судьбой наш герой встретился в художественном училище, когда ему было 15 лет. Тогда он впервые попал в мастерскую и еще не осознавал, что отныне его жизнь неразрывно будет связана с кузницей. «Это очень приятно – видеть результаты своего труда, своей работы в материале, - говорит Илья. – Кроме этого, в кованом изделии удивительным образом совмещаются красота и функциональность».
Еще в училище Илья понял, что перспектива работать «на дядю» совершенно его не вдохновляет, а рано проснувшиеся амбиции и стремление к самостоятельности заставили бросить училище и попытать счастья в свободном плавании. «В то время я собрал все возможные шишки и ловушки, с которыми может встретиться начинающий предприниматель», - признается Илья.
Кузнечная специфика
Кузнечное ремесло имеет целый ряд специфических особенностей. Начиная с самой кузницы, принципы работы которой не подвергались влиянию научно-технического прогресса на протяжении многих сотен лет, заканчивая спецификой изделий. Когда Илья начал выполнять заказы в частном порядке, то столкнулся с еще рядом нюансов. Во-первых, кузнечный рынок Владимира достаточно насыщен, поэтому наш герой попал в обстановку жесткой конкуренции. По словам Ильи, несмотря на то, что во Владимире богатые кузнечные традиции, заказчики не слишком разбираются в качестве изделия и профессионализме мастеров. Все это дает благодатную почву для разрастания больших и малых кузниц и мастерских.
Еще одна особенность кузнечного ремесла открылась Илье уже в процессе работы с первыми заказчиками: клиенты чаще всего сами не знают, как должен выглядеть их заказ. Поэтому забота мастера не просто выковать изделие, а для начала понять и угадать желание заказчика. Все клиенты, как один, хотят что-нибудь «красивое». И вот в этом крайне размытом и неконкретном понятии мастер должен найти и выковать именно то, что нужно. И это самое сложное. Собственно поэтому самые дорогие работы для мастера как раз те, в которых удалось полностью почувствовать и воплотить идею клиента. По словам Ильи, чаще всего клиенты заказывают элементы внутреннего декора помещений, каминные и балконные решетки, ограждения и ворота. Форма заказа, так или иначе, однообразна, а вот наполнить ее уникальным содержанием – как раз основная задача мастера.
И ваяем, и управляем
Поработав некоторое время в частном порядке, Илья решил, что пора расширяться. Методом проб и ошибок, изучая все организационные и бизнес-процессы исключительно на практике, наш герой основал и возглавил товарищество кузнецов «Булат». На то, чтобы запустить все процессы в «Булате» (оплата помещения, оборудования, реклама), ушло около миллиона рублей. Сейчас в товариществе трудятся около 10 человек, все, как называет их Илья, «вольные люди». «У каждого мастера своя мастерская, у нас нет менеджеров или управленцев, как таковых, - рассказывает Илья. – Мы сами себе хозяева – и творим, и управляем». Сам основатель «Булата» сегодня все больше занимается маркетинговыми стратегиями, отведя производству второстепенную роль.
Несмотря на то, что творчество и заработок в работе мастера художественной ковки связаны неразрывно, Илья предпочитает говорить, что продает не творчество, а работу. Это кредо «Булата» стало своего рода конкурентным преимуществом мастерской. Чаще всего кузнечных дел мастера накручивают необоснованную цену на изделие, апеллируя именно к его эксклюзивности и уникальности. В «Булате» решили, что творчество само по себе бесценно, а работу можно продавать чуть дешевле, чем у конкурентов. Самый крупный заказ, который выполняли мастера «Булата», - забор и ворота – обошелся заказчику в полмиллиона рублей. Наиболее сложный по выполнению заказ мастера готовили около года, самые простые изделия создаются в течение месяца.
Вредные и недисциплинированные
Еще одна черта «Булата», отличающая его от других мастерских, - особый вид работ: украшение интерьеров элементами старинного вооружения. Причем, интерес мастеров к доспехам и оружию вышел далеко за пределы профессиональных пристрастий. «У нас самая социально-активная кузница!», - с гордостью говорит Илья и объясняет, что товарищество принимает непосредственное участие в молодежной политике региона, организовывая фестивали исторических реконструкций, турниров по фехтованию. Когда товарищество только-только начинало знакомить молодых владимирцев с романтическим духом средневековья, на организацию этих мероприятий могло уходить 100% прибыли. Сейчас у фестивалей появились полноценные спонсоры, и материальная ответственность на кузницу ослабла.
Кузнецам необходима социальная активность, чтобы от людей не отвыкнуть, шутит Илья. По словам мастера, всех его коллег объединяет общее качество «повышенная вредность», а еще бич всех творческих натур - недисциплинированность: «Может быть какой угодно гениальный мастер. Но в сроки все равно не уложится – на неделю с выполнением заказа опоздает».
Недавно мастера «Булата» стали осваивать новые горизонты. В первую очередь, их интерес вызывают рынки Москвы и близлежащих регионов. Профессионалы высокого класса всегда найдут рынки сбыта для своих изделий, а в столице возможности мастеров расширяются еще больше в сотрудничестве с другими творческими объединениями и галерейным бизнесом.
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева
29/04/2011