Чужестранный дым: открываем сигарный бизнес
Красиво жить не запретишь. Пожалуй, эта древняя истина и объясняет активное развитие сигарного рынка в Украине. Быстрое возрождение многих, казалось бы, утраченных черт роскошной жизни можно было назвать чудом, если б оно не было обусловлено вполне осязаемыми экономическими и психологическими причинами. Украинские дистрибьюторы сигар ориентируются как на рост благосостояния своих клиентов, так и на их потребность приобщиться к кругу избранных и подтвердить свой статус победителя социальных гонок.
Старый новый бизнес
Приобщиться к сигарной культуре легче всего в столице, ведь в Киеве сегодня целых шесть сигарных бутиков. Не обделены также Ялта и Донецк, где работают по два магазина, а вот в Харькове всего лишь одно подобное заведение. При этом запад Украины остается практически неохваченным сигарным бумом. Участники рынка объясняют такую тенденцию просто: сигары — удовольствие не из дешевых, потому этот бизнес хорошо развивается только в городах с достаточно высоким уровнем жизни. «В небольших городах мы предпочитаем открывать киоски, — говорит руководитель отдела маркетинга сигарного дома «Фортуна» Ольга Комисарова. — Это более оправдано, чем бутики с дорогим товаром».
Сигарный бизнес специфичен. С одной стороны, его рентабельность может исчисляться сотнями процентов, с другой — попасть в эту сферу «с бухты-барахты» не выйдет. Иными словами, чтобы получить ощутимую прибыль, необходимо вложить в дело значительные инвестиции, а это могут позволить себе лишь крупные компании. Также необходимо иметь налаженные контакты с иностранными поставщиками, которые согласились бы импортировать свой товар в Украину. А это не так просто, ведь сигарный бизнес, как и сам товар, консервативен, и здесь без хороших рекомендаций не обойтись. Впрочем, спрос на сигары растет, и если в прошлом году потребность мирового рынка в такой продукции выросла на 2-3%, то в Украине аналогичная цифра достигла 10%. «По нашим данным, за последнее время спрос на сигары в Украине ежемесячно увеличивается примерно на 2%, — рассказывает консультант компании «Свiт сигар» Александр Прохоренко. — Как ни крути, а отпускной период сказывается даже на сигарах». Объем этого молодого украинского рынка в прошлом году составил более $1 млн.
На бойком месте
Основная предпосылка для успешной работы сигарной компании, по утверждению тех, кто добился на этом поприще неплохих результатов, заключается в компетентном подходе. Прежде всего, хозяин бизнеса должен разбираться в сигарах и любить свое дело — если топ-менеджер сам не увлечен культом куренья сигары, он вряд ли сможет добиться прогресса в бизнесе. Вместе с тем, для успеха предприятия необходимо учесть и проработать все мелочи. «Мы были первой компанией, которая начала поставлять в Украину сигары, — говорит Ольга Комисарова, — и поначалу работали только как дистрибьютор. Но для того чтобы уверенно держаться на плаву, необходимо работать сразу в нескольких направлениях. Поэтому сегодня мы не только сотрудничаем с ресторанами, пабами, клубами, но также открыли сеть сигарных бутиков и 18 небольших специализированных киосков в крупнейших торговых точках. Это позволяет добиться максимального результата, ведь в ресторанах лучше продаются дорогие сигары ручного производства, а в розницу — более дешевая продукция машинной скрутки».
Вряд ли можно надеяться, что респектабельные клиенты будут искать сигарный магазин на окраине города, поэтому месторасположение торговой точки также имеет значение. «Это обязательно должен быть центр города, — уверена г-жа Комисарова. — Так, для своих бутиков в Киеве мы выбрали центральные улицы и Подол». В идеале у сигарного заведения должно быть и соответствующее достойное окружение. Ювелирные магазины, салоны элитных автомобилей, казино, дорогие рестораны, винные магазины — самые лучшие соседи. А витолье сигарного клуба «Лондон» Сергей Яресько полагает, что немаловажное значение имеют и условия парковки автомобиля.
Стоимость ежемесячной аренды хорошего помещения в центре столицы составляет не менее $100 за кв. м, а если его покупать, то можно рассчитывать на $4 тыс. за кв. м. И это притом, что общая площадь сигарного заведения составляет до 40 кв. м .
Что касается ассортимента товара, то специалисты рекомендуют выходить на рынок с уже раскрученными брендами: Romeo y Julieta, Trinidad, Cohiba. Директор магазина Davidoff Сергей Голик считает, что не стоит пренебрегать и аксессуарной темой. Ведь если человек вовлечен в культ курения, он обязательно приобретет хьюмидор (специальную шкатулку для хранения сигар), гильотину и пепельницу. Тем более что цена аксессуаров значительно выше стоимости сигар, а продаются они в Украине довольно неплохо.
Составляя смету будущего бутика необходимо еще раз вспомнить о том, что сигары требуют правильных условий хранения. Фактически, сигара уже не будет сигарой, если ее не хранить в хьюмиде при температуре +16-180С и влажности 60-72%. При маленьком ассортименте магазина вполне подойдет одна шкатулка стоимостью около $4 тыс., но если же серьезно относиться к делу, тогда просто необходима хьюмидорная комната со специальным климат-контролем (что обойдется уже, как минимум, в $10 тыс.). Конечно, можно ограничиться специальной сплит-системой стоимостью $1 тыс., но, по мнению сигарных компаний, лучше хьюмидорной комнаты может быть только хьюмидорная комната. К этим расходам необходимо добавить и затраты на бар (около $20 тыс.).
Атмосферу заведения создает не только дорогой интерьер, но и работающие в нем люди. «Пока клиенты еще слишком мало знают о сигарах, поэтому основная задача нашего персонала заключается не только в том, чтобы продать товар, но и проинформировать покупателя, что ему лучше взять, — объясняет Сергей Голик. — К примеру, просто недопустимо чтобы доселе некурящий человек начинал со слишком крепких сигар — такая оплошность чревата тем, что это будет его первая и последняя сигара. Вся ответственность за то, придет ли покупатель еще раз, лежит именно на персонале магазина».
Поэтому подбору и подготовке сотрудников в сигарном бизнесе уделяется особое внимание. «Поскольку этот вид бизнеса новый, то и необходимых специалистов на рынке попросту нет, — говорит Елена Жосан, координатор по маркетингу компании «Финикия (ЮА)». — Вырастить специалиста по сигарам стоит недешево. Прежде всего потому, что курсы витолье из всех стран СНГ есть пока только в Москве, и стоят они $500 за две недели без учета затрат на проезд и проживание. Хотя на фоне всех остальных затрат эта сумма кажется смехотворной. А, к примеру, менеджер нашего дома приехала из Ливана, где обучалась сигарному мастерству в течение двух лет. Несмотря на распространенное мнение о том, что сигары исключительно мужское дело, сегодня в этом бизнесе трудится немало женщин».
Факты и контрафакты
Сегодня основными игроками на сцене украинского сигарного бизнеса считаются четыре компании. Пионер рынка — одесская «Фортуна» — работает с сигарами как машинной, так и ручной скрутки, привезенными с Кубы, из Доминиканской Республики, Никарагуа и Гондураса. Донецкая компания «Свiт сигар» акцентирует внимание исключительно на товаре премиум-класса (ручная скрутка), а столичная «Финикия (ЮА)» является официальным дистрибьютором кубинских сигар, в том числе любимых сигар Фиделя Кастро — Trinidad. Заметным игроком сигарного рынка является также киевская компания «Доминикан», работающая в сфере сигар премиум-класса (в основном, Davidoff).
Эти компании продают сигары не только через сеть собственных магазинов и киосков, но также поставляют товар в рестораны, пабы и сигарные клубы, которых в Украине насчитывается около шести (три из них открытые, остальные — исключительно для избранных).
Что касается конкуренции в бизнесе, то, по мнению его участников, она несущественна. Сергей Голик говорит, что компании, работающие на рынке, скорее партнеры, чем конкуренты. Ведь каждая из уже существующих организаций заняла определенную нишу, и у всех есть свои постоянные клиенты. К примеру, те же любители кубинских сигар вряд ли станут менять свои предпочтения и курить сигары, привезенные из Никарагуа. Маркетинговые усилия сигарных компаний направлены на тех потребителей, которые все еще находятся в поиске.
Тем не менее, даже в борьбе за постоянного клиента в сигарном бизнесе не принято проводить широкомасштабные рекламные кампании. «Основная наша проблема — это слишком узкий круг потребителей, — говорит Ольга Комисарова. — Потому мы стараемся всеми силами его расширить. Например, участвуем в качестве спонсора в презентациях элитных автомобилей. Недавно на презентации нового автомобиля Mercedes мы угощали гостей сигарами, параллельно консультируя их по вопросам выбора. Такие акции приносят максимум эффекта, ведь именно там собираются наши потенциальные клиенты, тогда как традиционная реклама вряд ли оправдает вложенные в нее средства». Тем более что реклама табачных изделий на телевидении в Украине запрещена, а надписи вроде «Мiнiстерство охорони здоров'я попереджує...», по мнению сигарных компаний, отнюдь не добавляют рекламному макету привлекательности.
Несмотря на всю строгость отечественного законодателя (кроме рекламных требований, это еще и обязательное присутствие на товаре акцизных марок, а также наличие сертификатов) на рынке все еще можно встретить контрафактную продукцию. «Глядя на стоимость сигары, я сразу могу сказать, подделка это или нет, — говорит Ольга Комисарова. — Ведь, скажем, настоящая кубинская сигара просто не может стоить дешевле 6 грн.».
«Контрафактную продукцию завозят в основном из стран, где сигары не изготовляются, — добавляет Александр Прохоренко. — Там их производство, как правило, значительно дешевле, и на таком товаре можно заработать в несколько раз больше, чем на легальном».
Что касается ресторанов, то встретить там подделку уже очень трудно. Рестораторы сами осознали, что потеря клиентов, связанная с поставкой некачественного товара, настолько сильно ударит по имиджу заведения, что прибыль, полученная от продаж контрафактной продукции, ее не оправдает. «Работая с ресторанами, мы еще раз убедились насколько мало наши клиенты знают о сигарах, — говорит Елена Жосан. — К примеру были случаи, когда клиент, видя сигару Hoyo De Monterrey без кольца, опасался ее брать, мотивируя это тем, что он не знает такой сигары или это не кубинская сигара. Из-за отсутствия правильной культуры курения и знаний о сигаре только единицы знают, что это единственный вид кубинских сигар, выпускающийся производителями без кольца. Кстати, поэтому продажи во многих ресторанах Hoyo De Monterrey невелики, по сравнению с другими кубинскими брендами, однако истинные ценители сигар предпочитают именно эту марку (одну из 16 самых популярных сигарных брендов Кубы) и охотно преобретают ее в нашем салоне».
Еще одна проблема, усугубляющая респектабельную жизнь сигарщиков, — таможня. Ведь сигары — это деликатный товар, требующий внимательного отношения, и задержки на таможне могут попросту его испортить. «У нас даже был случай, когда сигары попросту исчезли где-то в дебрях таможни, — рассказывает Елена Жосан. — Хорошо еще, что весь товар был застрахован, поэтому мы не понесли особых финансовых потерь из-за пристрастия таможенников».
Дымные перспективы
Несмотря на все сложности возрождения элитарного культа, сигарные компании настроены весьма оптимистично. По мнению Сергея Яресько, количество почитателей сигар в ближайшее время вырастет за счет людей, бросающих курить сигареты, и переходящих к более элитарным и менее вредным сигарам. Круг почитателей также расширится за счет женщин, в связи с чем повышенным спросом будут пользоваться небольшие сигары типа Panatela (длиной 6,5- 7 дюймов ), а также аромосигары. Также, по мнению специалистов, повысится спрос на недорогие сигары.
Александр Прохоренко прогнозирует повышение спроса на 15-20% в ближайшее время. Причем все больше курильщиков будут открывать для себя не только кубинские сигары, но и продукцию из Никарагуа, Доминиканской Республики или Гондураса. Поэтому вскоре ожидается небольшое перераспределение в географии поставок.
Остается добавить, что все эти расчеты и ожидания будут излишними, если Украина вслед за другими европейскими странами пойдет по пути запрета курения в общественных местах. Хотя это вряд ли помешает ценителям неторопливо наслаждаться времяпровождением в сигарных клубах. Ведь не зря говорят, что сигареты — это фаст-фуд, трубка — домашняя пища, а сигары — хороший ресторан.