Как открыть аптеку
Аптечный бизнес расцветает. И не потому, что люди стали больше болеть, а потому, что стали больше зарабатывать.
Средний чек в некоторых аптеках сопоставим со средним чеком продовольственного магазина. При этом товар в аптеке гораздо мельче, а соот-ветственно, торговой площади нужно в три раза меньше, чем продуктовому магазину. Это делает аптеки довольно доходным бизнесом.
На современном рынке спрос на покупку аптечного бизнеса гораздо превышает предложение. Причина несоответствия спроса и предложения - инвесторы ищут предприятие с хорошим трафиком, расположенное ря-дом с медицинскими учреждениями, станциями метро, торговыми центрами и обширны-ми жилыми массивами. Огромную роль играют достойный ремонт, разных видов рекла-ма, большие витрины.
Средняя цена предлагаемого готового бизнеса составляет порядка 150 тысяч долларов. При этом самый дешевый может стоить около 20 тысяч долларов - аптечный пункт, а цена самого дорогого может достигать миллиона долларов - сеть аптек.
Нередко при покупке готового бизнеса цена вопроса слишком завышена. Большие запросы владельца можно аргументировать желанием вернуть все вложенные в дело средства, стоимость товарного остатка, материального имущества и завышенным пред-ставлением о занимаемой нише на рынке.
Специфика организации аптечного бизнеса может привести к тому, что купить подобное предприятие, быстро и без потерь, для Вас может только консультант.
Что значит купить готовую аптеку? Для этого надо найти ее. При всех равных вас должно удовлетворять одновременно несколько показателей: месторасположение, форма собственности (и если это аренда, то желательно долгосрочная), ремонт помещения, материальное имущество, реклама, проходимость, налаженные связи с постав-щиками. Вместе с пакетом документов вы получаете и репутацию данного бизнеса. А порой вот ее-то изменить самое сложное. Итак, найти бизнес, который будет удовлетворять все Ваши запросы довольнотаки сложно. Такой процесс может занять очень много времени. Не проще ли создать новую аптеку, которая будет соответствовать Вашим представлениям об успешном, развивающемся, высоколиквидном предприятии. Но при незнании всех подводных камней данной отрасли можно упустить драгоценное время и без пользы потратить лишние средства.
Спрос на медикаменты есть всегда, качественных аптек не хватает, поэтому ваш бизнес при качественном управлении быстро окупится и будет приносить стабильный доход от 3 000$ до 15 000$ в месяц.
Определитесь с тем, что вы хотите получить в итоге
Каждый, кто собирается заниматься этим бизнесом, должен четко себе представлять, чего он хочет: аптечный пункт, классическую аптеку, аптеку в формате мини-маркета с дальнейшим развитием и расширением до аптечной сети, или аптечный киоск. Ассортимент аптек делится на медикаменты и товары для сохранения здоровья (парафарма-цевтику). Одни компании предпочитают заниматься реализацией сугубо медикаментов, другие делают ставку на увеличение ассортимента лечебной косметики, здорового питания, средств диагностики и гигиены, товаров для детей. Дело в том, что в лицензионных условиях реализация лекарственных средств рецептурного отпуска разрешается только аптекам и аптечным пунктам. В киосках же эта номенклатура просто не должна присутствовать согласно приказу Министерства здравоохранения РФ. Поэтому если аптечный киоск будет поддерживать только тот ассортимент, который разрешен к реализации - он, конечно, будет малоэффективен. Скорее всего, он превратится просто в магазин парафармацевтической продукции.
Восприятие потребителем аптеки достаточно консервативно. Это место, где за прилавком стоит фармацевт и на вопрос "есть ли у вас что-то от кашля?" перечисляет все, что есть на эту тему. Введение новых моделей не всегда может адекватно восприниматься потребителем. Даже успешный опыт зарубежных коллег не гарантирует, что это приживется на местной почве.
Так, некоторые аналитики называли среди причин возникших финансовых проблем несколько лет назад в одной из аптечных сетей внедрение так называемой американской модели, когда продаются преимущественно витамины и биодобавки.
Как быстро можно открыть новую аптеку
По большому счету аптеку можно открыть за месяц: найти помещение, сделать ремонт, подобрать персонал. Но после этого начинается один из самых длительных процессов - получение лицензии. Так областная лицензионная комиссия рассматривает вопрос о лицензиях раз в две недели, а московская - раз в месяц. В случае если все в порядке, после московской лицензионной комиссии настает очередь федеральной. На вынесение решения у нее уходит еще две недели. Через неделю создатели аптеки получают уве-домление и только после этого лицензию. Плюс к этому не за один день делаются заключения пожарников и СЭС. Поэтому в итоге на полное создание аптеки под ключ уходит примерно два месяца, а у не профессионала может уйти на это до полугода, а то и больше.
Лучшее расположение аптеки - вблизи скопления людей
Безусловно, одним из важнейших факторов нормальной работы розничной точки является ее месторасположение. Ведь от него зависит трафик, то есть проходимость клиентов через вашу аптеку. Следовательно, на первый план для удачного месторасположения выходят такие факторы, как близко расположенная станция метро, автобусная остановка, магистраль. Если рядом расположены торговые центры, магазины и прочие места скопления людей - это только увеличит посещаемость вашей аптеки.
Успех аптечного бизнеса на 50 процентов зависит от места расположения аптеки, на 30 - от персонала, который умеет работать и общаться с людьми, 10 - от конкурента, находящегося рядом, плюс рекламная политика и цены - это уже профессионализм заведующей.
Сплоченный коллектив
Создайте хорошую атмосферу в коллективе, чтобы человеку было приятно приходить на свое рабочее место. Нельзя добиться хороших продаж, не имея в торговой точке сплоченного коллектива. Потому что все, начиная с директора и заканчивая уборщицей, должны работать на одну цель. Здесь очень многое зависит от руководителя, именно он задает тон. Хорошие кадры - это один из важнейших факторов успеха. Но высококвалифицированный специалист и стоить должен соответственно. На сегодняшний день зарплаты провизоров по отношению к 2001 году выросли в среднем на 80%. Работа в аптеках требует специального образования. В связи с расширением, например, сети аптек потребность в специалистах при планах открыть до конца года более 20 аптек исчисляется цифрой 300. Провизоры и фармацевты, по словам владельцев аптек, нынче в дефиците. Проблема усугубляется на фоне стремительного старения персонала.
Расширяйте ассортимент
Предложите клиентам богатый ассортимент товаров. Должны быть представлены как новейшие зарубежные разработки, так и старые добрые отечественные препараты - спрос на отечественные медикаменты и парафармацевтическую продукцию остается довольно высоким. Они дешевле своих зарубежных аналогов, кроме того, люди просто привыкли к ним. Например, "Но-шпу", которая уже устарела во всем мире, люди до сих пор помнят и спрашивают в аптеках. В первую очередь, вы должны ориентироваться на спрос, чтобы любой человек, зашедший к вам в аптеку, остался удовлетворен.
Кроме того, наряду с лекарственными препаратами, можно ввести в продажу предметы парафармацевтической продукции, такие как средства по уходу за кожей, травяные чаи, соки, детское питание, подгузники, минеральная вода и так далее.
Компьютерные программы и что еще необходимо для хорошей аптеки
Есть необходимый минимум, без которого аптека просто не получит лицензии: соответствующая мебель, холодильное оборудование, зарегистрированная касса, компьютер и программное обеспечение. К тому же было бы неплохо, если в аптеке будет работать кондиционер и другие дополнительные удобства для работников и покупателей.
Без современных компьютерных программ эффективная работа не только аптеки, но и любой торговой точки практически невозможна. Имея хорошую компьютерную программу, можно отслеживать заказ и оборачиваемость товаров, высвобождение денежных средств для закупки новых товаров и многое другое. Поэтому обязательно оптими-зируйте работу вашей аптеки с помощью компьютерных программ.
Цена вопроса
Стоимость аптеки, в первую очередь, зависит от арендной ставки за помещение, другая ее составляющая - 20 процентов от стоимости оборудования. Арендная ставка, в свою очередь, находится в прямой зависимости от района, в котором будет располагаться новая аптека.
В центре хорошее помещение найти крайне сложно. Часто используется обязательное условие при создании аптеки - минимум трехлетний договор аренды и обязательно прямая аренда у собственника. А в центре обычно возникают какие-то проблемы. При открытии аптеки заключается договор аренды в среднем на пять лет, потому что окупаемость вложений в этот бизнес - 2-3 года. При хорошем положении дел, может окупиться и за год, но в среднем 2,5 года.
Анализируя все расходы (арендную ставку, зарплату персонала, коммунальные платежи, заказ товара и другие расходы), приходим к выводу, что для того, чтобы аптека окупалась, она должна продавать товар на 20-25 тысяч рублей в день. Если она продает больше, то получает прибыль. Оборот в месяц должен примерно выходить на один млн. рублей. Тогда можно говорить об успешности бизнеса.
В среднем сегодня аптека с ремонтом помещения обойдется в 45-50 тысяч долларов. И дело не только в размере арендной ставки.
В качестве дополнительной услуги предоставляется и бухгалтерское сопровождение.
Экономика аптеки
Инвестиционные затраты на создание такой аптеки включают: | |
За что платим | Сколько платим (USD) |
Арендные платежи на период создания (2 месяца) | 5000-10000 |
Ремонт помещения | 0-20000 |
Торговое оборудование | 6000-12000 |
Холодильное оборудование | 700-1000 |
Кассовое оборудование | 2000-2500 |
Программное обеспечение | 2500-3500 |
Дополнительное оборудование | 3000-4000 |
Разрешительная документация и оформление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности | 5500 |
Наружные вывески | 1500-3000 |
Прочие расходы | 1500-3000 |
Итого: | 28000-64500 |
Услуги по организации, включая подбор помещения, подбор персонала и консультационную помощь | 8000-18000 |
---
Источник: