Семь самых перспективных товаров для торговли в интернете
Электронная торговая площадка Bigcommerce, штаб-квартира которой расположена в Техасе, проанализировала данные за прошлый год по своим 50 000 клиентов и назвала семь самых перспективных направлений для e-commerce. Показатели, по которым был составлен рейтинг — рост числа магазинов, среднего чека и прибыли в среднем на каждый магазин.
1. Автомобили и комплектующие
Торговля автомобилями и особенно запчастями для них уверенно переселяется в интернет: так, 70% американских автодилеровутверждают, что многие категории сделок проводят полностью онлайн — в сущности, почти все, кроме платежей и доставки. В эту категорию попадают 45% тех компаний, которые продают запчасти владельцам машины (b2c) и 25% тех, кто поставляет их автомобильным салонам, мастерским и магазинам (b2b). Больше половины дилеров содержат специальные отделы, которые занимаются продажами в интернете. Правда, интернет-магазины, которые торгуют той же самой категорией товаров, могут похвастаться гораздо меньшим ростом прибыли — всего 22%.
2. Ювелирные украшения
Многие из гигантов, занимающихся розничными продажами драгоценностей и бижутерии через интернет, появились на свет еще 10–15 лет назад: например, 15-летие в этом году празднует монреальская компания Ice.com. Этот рынок растет не только в западных странах: по объему инвестиций в электронные площадки, торгующие ювелирными украшениями, Индия и Китай готовятся догнать США. Впрочем, в этих странах наблюдается интересная маркетинговая специфика — например, в Индии онлайн-магазины ювелирных украшений, которые уже успели утвердиться на рынке, но хотят привлечь сотни тысяч новых клиентов, открывают офлайновые киоски и лавки, чтобы клиент мог о них узнать. Покупать украшения через Сеть в Индии удобно и с точки зрения налогов, и с точки зрения доставки, но распространенность доступа к интернету в стране невысока, и большинству жителей страны неоткуда узнать о том или ином онлайн-магазине.
3. Игрушки и игры
Согласно прогнозу, к 2016 году прибыль магазинов, торгующих онлайн игрушками, играми и всем, что имеет отношение к хобби, достигнет$20,6 млрд. Большой плюс — небольшие габариты большинство товаров, делающие доставку простой и удобной. Кроме того, многие категории товаров сейчас входят в моду — например, хенд-мейд. «Дело в том, что хенд-мейд априори предполагает уникальность: у меня есть то, чего больше ни у кого нет, — говорит владелица мастерской „Домик в коробке” Анастасия Томская. — И любителей таких вещей, по нашему опыту, становится все больше. Главное в нашем деле — поймать соотношение „цена — трудозатраты”, и при этом не потерять в качестве: никто не станет платить за кое-как сделанную работу». По словам Томской, ее покупатели — люди с высоким достатком. «Отчасти потому, что домики стоят недешево, отчасти и потому, что это уж точно не предмет первой необходимости. И это люди много думающие, читающие и — мечтающие. То есть наши клиенты — это творческая интеллигенция и „белые воротнички”: психологи, продюсеры, кураторы выставок, крупные бизнесмены».
4. Домашние животные и аксессуары для них
Хомячков теперь удобнее заказывать через интернет — бум онлайн-продажи домашних любимцев наблюдается не только в США, но и, например, в Китае. И это при том, что в отличие от США, где в 70% домов обитает то или иное домашнее животное, в Китае только 10% домохозяев держат собаку, кошку или рыбок. И даже, например, в Мексике, где онлайн-торговля пока что развита относительно слабо, стартапу Petsy.mx, чья миссия — создать первый в странецивилизованный интернет-магазин, торгующий товарами для животных, удалось менее чем за полгода собрать $1 млн.
5. Компьютеры и компьютерные программы
Согласно оценке компании Gartner, рынок онлайн-торговли программными продуктами в 2013 году достиг объема $3 млрд., но это капля в море: как утверждают аналитики компании, спрос на продажу через интернет облачных решений, пользовательских сервисов и программ для бизнеса в 10 раз выше. На этом рынке много свободных ниш, но даже в тех, в которых уже есть предложение, оно намного ниже спроса. Основные три фактора роста в этой отрасли — внедрение мобильных платформ, глобализация и интеграция приложений в социальные сети. А одна из самых острых проблем — адаптация сервисов онлайн-продаж под юридические и локальные особенности новых стран, где электронные торговые площадки только начинают внедряться.
6. Электроника
Гаджеты — уже много лет подряд удерживают пальму первенства среди продуктов, которые люди приобретают онлайн: согласно исследованию Walker Sands, 69% людей покупает в сети мобильные телефон, планшеты, электронные часы и т. п. «В России у электронных торговых площадок, которые продают технику, большие перспективы, — говорит Виктор Подвальный, директор по развитию ООО „Скэн” — компании, занимающейся поставками офисного оборудования. — Но пока что не все оценили преимущества этого нового инструмента».
7. Товары для свадебных церемоний
Для американцев свадебные церемонии — давняя и уважаемая индустрия. Это в России можно сыграть «студенческую свадьбу», пригласив только ближайших друзей, а тут эти штуки не пройдут: свадьба обходится американским брачующимся в среднем в $28 427. А в целом нация тратит на свадьбы около $70 млрд в год — гораздо больше, чем на уже упомянутые товары для животных и, например, товары для гигиены, вместе взятые. До недавнего времени отрасль была крайне консервативной: какая же невеста будет выбирать подвенечное платье онлайн? И все же электронные магазины — хороший способ сэкономить и заодно ускорить подготовку к торжеству. Американцы это стали понимать: 2013 год был отмечен резким увеличением числа магазинов, торгующих свадебными товарами онлайн, и ростом их прибыли.
Илья Носырев