Выездная торговля с использованием автолавок
Привычная для европейцев и американцам сфера услуг «на колесах» в нашей стране пока имеет только фрагментарные проявления, хотя мобильные торговые площадки и заведения питания сейчас на высоте.
О перспективных нишах, особенностях и преимуществах выездной торговли с использованием автолавок расскажем в этой статье.
Что такое выездная торговля
К этому способу сбыта товара прибегали еще в советские времена: ведь колхозные машины с овощами — фруктами, которые ездили в базарные дни селами и городскими рынками, — не что иное, как прототип этого формата.
Затем на смену им пришли частные предприниматели и неофициальные торговцы с широким ассортиментом: рассада, куры, поросята, техника, бытовые мелочи и даже одежда.
Торговые объекты были преимущественно в виде прицепов или кузовов грузовиков. Со временем правила торговли стали более строгими, и стационарная форма получила преимущество, оставив колесный вариант обслуживания преимущественно для рынков.
Стрит — фуд на капоте
Последние пять лет наблюдается рождение формата во второй раз. Подорожание аренды земли, долговременные процессы получения разрешительной документации, сложности с проведением коммуникаций, борьба чиновников больших городов с малыми архитектурными формами стали причинами пересадки киосков на колеса.
На улицах городов появились аккуратные и удобные мобильные кофейни, впоследствии добавились пищевые точки — хот-доги, шаурма, блины, горячая выпечка, бельгийские вафли и т.д.
В отличие от нетребовательного вида предшественников, теперь это преимущественно стильные, технически оборудованные торговые автоприцепы, почти не зависящие от окружающих условий.
Основные принципы бизнеса достаточно просты: интересный формат и пищевой ассортимент, удачное месторасположение (метро, офисные центры, проходные, другие людные места), качественный товар и наличие соответствующих разрешений и сертификатов.
Маркетинг и продвижение в таком бизнесе не нужны, реклама – сам объект. И хотя бизнес этот не сверхрентабельный (чистый доход составляет около 20%), благодаря большому потоку потребителей уже через год — другой точка начинает работать
Сама на себя
Ниша торговли «с колес» заполнена более — менее плотно только в столице и городах — миллионщиках. Хотя и там удачно продуманный новый формат или товар будет приносить прибыль.
Например, большим спросом пользуются гриль — бар «на колесах», только недавно появились мобильные продавцы мороженого, в воздухе закружилась идея автомобильных фреш — баров, чтобы продавать свежие соки, фруктовый лед и т.п...
Кстати, очень актуальна сезонная идея, которая может быть легко реализована с такими самыми инвестициями, как кофемашина, или даже меньше.
Типичная «малолитражка», электрогенератор, качественная соковыжималка и чистая тара для хранения подготовленных мытых фруктов и овощей — вот и все. Конкуренции, в отличие от торговли кофе, пока не будет.
Новый тренд в старом формате — появление кофеен, ресторанов, баров «на колесах». Пионером еще много лет назад стал известный каждому, кто побывал во Львове, красный трамвайчик, в котором расположен бар. И хотя он никуда не едет, пассажиров в нем хватает.
В Киеве же существует несколько трамваев (вагон — ретро, вагон — фуршет, вагон — кафе), которые можно заказать для проведения праздников, свадеб, дискотек или просто для группового отдыха. Причем вагончики не стоят, а курсируют.
Сельский автомагазин
Торговля с колес, но несколько иного формата сегодня чрезвычайно актуальна для сельской местности, из которой когда-то и началась. Ведь, к сожалению, села и маленькие городка из-за резкой урбанизации и экономических трудностей чем дальше, тем больше становятся заброшенными и лишаются внимания бизнеса.
Часто жителям неудобных с точки зрения логистики населенных пунктов приходится выезжать в райцентры и города, чтобы купить доступные вещи: пищевые продукты (выбор в местных продмагах может быть очень скудным), одежду, бытовую технику, телефоны и даже лекарства.
Поэтому если ваше предприятие производит сыры, колбасы, кондитерские изделия, товары широкого потребления, детскую и одежду для взрослых — брендированный автомагазин, как дополнительный вид дистрибуции, может оказаться успешнее, чем еще одна стационарная торговая точка.
Впрочем, для успешной работы не обязательно что-то производить. Достаточно сделать несложное маркетинговое исследование. Объехать хотя бы часть населенных пунктов в радиусе до 100 км от вашей локации и изучить потребности потребителей.
Причем начинать как раз с более отдаленных, ведь чем ближе к городу, тем менее актуальны выездные магазины. А большие расстояния нерентабельны с точки зрения затрат на топливо и продолжительности рабочего дня водителя — продавца.
Логистику маршрута тоже следует хорошо продумать, поскольку пребывание в одной точке в течение целого дня вряд ли целесообразно, а менее трех часов — недостаточно.
Первые два месяца работы ощутимого оборота ждать не стоит, ведь за этот период только состоится знакомство местного населения с новым торговым объектом, а у предпринимателя сформируется база данных по населенным пунктам — к которым есть смысл ехать, а какие неперспективные.
Определиться с будущим ассортиментом можно, посетив местные магазины и присмотревшись, что есть, и чего нет из сферы услуг.
Дальнейшие действия — изготовление примечательных и ярких объявлений с информацией о том, что фирменный автомагазин с соответствующими товарами будет вести торговлю в населенном пункте. Оставьте в макете свободное поле для дней недели / даты / времени, чтобы собственноручно заполнять их для каждого населенного пункта отдельно.
Эти объявления водитель или его помощник должен расклеить у популярных точек села или города на базаре, возле почты, автовокзала или остановки транспорта, больницы или аптеки, школы и т.д. Также в рекламных целях следует оборудовать транспорт громкоговорителем. Подъезжая к месту торговли, таким нехитрым и дешевым способом можно привлечь немало клиентов.
Постоянная трансляция хорошей музыки (но там, где она не будет мешать жильцам) также привлечет внимание к вашему автомагазину.
Кроме того, важно общаться с населением и изучать его потребности, возможно, даже собирать заказы на последующие рейсы. Успех этого направления бизнеса зависит от правильного выбора товаров и разумной наценки на них.
Форматы без аналогов
Значительно проще и рентабельнее работать с теми форматами, которые не имеют аналогов. Сфера «автомобильных» услуг сейчас в зачаточной стадии. Хотя местами прецеденты есть — и с достаточно успешной историей. Что уж говорить о Европе, где такие демократические и быстрые форматы соответствуют менталитету целых стран, и Америке, где, собственно, они впервые появились.
Поэтому, если выездная торговля актуальна больше для удаленных мест, то некоторые услуги пойдут «на ура» даже в больших городах. Нужно только знать спрос и понимать потребителя.
Например, большинство людей среднего возраста (особенно офисных работников) жалуются на боль в позвоночнике. Желание «вправить спину» преследует сотни тысяч «белых воротничков».
Но, чтобы не идти к врачу или в специальный салон, всегда найдется причина: некогда, нет знакомых специалистов, дорого. Но, если бы под офисный центр приезжал мобильный салон экспресс — массажа с услугами вертебролога, мануального терапевта, спрос на услуги был бы огромным.
А нужна для того всего лишь «Газель» или другая машина с соответствующим салоном, которая оснащена массажным столом, ширмой — раздевалкой и, в первую очередь, сертифицированным специалистом. Рекомендованная стоимость и продолжительность предоставления услуги: экспресс — «упражнение» — $ 6-7 (15 минут на манипуляцию) и более основательный получасовой лечебный сеанс с, соответственно, вдвое более высокой ценой.
Также актуальными будут и длительные массажные услуги (для женщин, лечебные и т.д.), но локация такого автосалона должна быть неподалеку от крупных торговых и развлекательных объектов, в спальных районах. К категории экспресс — услуг можно отнести мобильные парикмахерские и маникюрные салончики (актуальные в центральных районах с деловой активностью).
Идея кажется привлекательной с учетом того, каким спросом стационарные точки экспресс — маникюра пользуются в торговых центрах. А вот точки экспресс — прически (пока не распространены в нашей стране) приносят достойные дополнительные доходы владельцам стационарных салонов Израиля.
Удачных идей для расширения своего бизнеса мобильным способом может быть множество. Легкое вхождение в новое дело, понятная схема работы и так же легкий выход без потерь (ведь самая дорогая инвестиция — это авто, которое спокойно можно продать и как отдельный транспорт, и со всем оборудованием и разрешениями как действующий бизнес) — аргументы за то, чтобы попробовать.