BigZone: открыть бизнес авто-тюнинга имея бизнес-план по продаже...женского нижнего белья и колготок
BigZone, Viofit, г. Москва, управляющий партнер
О персоне: управляющий партнерBigZone
Расскажите, как Вы заработали свои первые деньги?
Первые деньги в своей жизни я заработал, когда учился в школе. Мы с ребятами занимались тем, что продавали услуги интернет-провайдера. Тогда это был еще модемный доступ к сети и я, проявив инициативу, стал дистрибьютором одного из провайдеров и продавал его карточки своим одноклассникам, знакомым и друзьям. Это и был мой первый опыт малого бизнеса, прямых продаж и вложения собственных денег.
Помог Вам ли этот опыт в дальнейшем?
Конечно! Я с малых лет чувствовал в себе предпринимательскую жилку и мечтал о том, что у меня будет свой бизнес. Но мои первые попытки создать свой бизнес были далеки от реалий. Очень помогло мое образование. В институте мы рассматривали большое количество бизнес-кейсов, историй восхождений и падений многих компаний. Именно оттуда я и почерпнул много полезного для своей компании. А начинал я бизнес очень просто – появилась интересная идея.
Расскажите об идее создания компании BigZone. Почему Вы выбрали направление «тюнинг для автомобилей»? Это Ваше хобби или Вы поняли, что на этом можно заработать?
Начиналась история этой компании с того, что я разбил свою машину. Сначала автомобили и тюнинг действительно были моими хобби. Но идея создания этой компании пришла ко мне не потому что я считал данное направление перспективным, а по причине того, что я попал в ДТП и занялся поиском запчастей для своего автомобиля. Я занялся поиском бампера на мой автомобиль и понял, что купить тюнингованый бампер в Польше будет гораздо дешевле, чем купить оригинальный в Москве. А если привезти не один, а 20 бамперов, то транспортировка на одну единицу уменьшается, и запчасть получается еще дешевле. Самое интересное, что бизнес-план на тот момент у меня был, но связанный не с тюнинг-аксессуарами, а с женским нижним бельем и колготами. Согласитесь – абсолютно разные направления!
Потом я стал находить клиентов среди моих одноклубников, которые, так же как и я, являлись поклонниками автомобильной марки Mitsubishi. Но вскоре я понял, что бизнес на этом не сделаешь, так как целевая аудитория слишком узкая. И все лето 2007 года с 9 утра до 9 вечера я посвящал созданию сайта BigZone.ru.
На какие средства Вы стартовали?
Это очень интересная история. Для того, чтобы сделать первоначальный заказ по обвесам, мне потребовалась сумма 10 тысяч евро. Я как раз учился на платном отделении ВУЗа (ВАВТ) и для того, чтобы закончить 4 и 5 курсы, мне нужна была примерно такая сумма денег.
Во время моего обучения меня финансировали родители, и они выдали мне вперед эту сумму со словами: «Что хочешь с ними, то и делай!». За это я очень благодарен своим родителям, они не только дали мне возможность получить достойное образование, но и также в 19 лет доверили мне в управление солидную сумму денег. Я рискнул, заказал на эти деньги товар в Польше и за два года сумел обернуть их, создать бизнес и за учебу заплатить. Вот какое благородное дело - риск!
Каким образом Вы выходили на поставщиков товаров для автотюнинга? С какими производителями работаете?
На момент старта все было в довольно упрощенном формате. Поставщик был только один – в Польше, он служил неким «объединителем» всех производителей аэродинамических обвесов в Евросоюзе и экспортировал их на другие рынки. Я попал на их сайт, когда находился в поисках запчастей для себя лично и, установив с ними контакты, решил наладить сотрудничество. Чуть позже совершил первую внешнеторговую поставку. Благо я учился на экономиста-международника и на момент поставки обладал хорошей теоретической базой подобных сделок.
В каком формате Вы работаете с поставщиками?
Рынок тюнинга очень динамичен, заниматься из года в год одним и тем же невозможно. Тенденции меняются, вводятся ограничения на государственном уровне (запрещение тонировки, ксенона и т.д.). Это все очень сильно влияет на рынок тюнинга, мода изменчива. Вот и аэродинамические обвесы, которыми мы занимались, быстро стали неактуальными.
По счастливой случайности мы стали официальным дистрибьютором многопрофильной международной корпорации 3М. Для себя мы выбрали направление автостайлинга – виниловые и антигравийные пленки. Сегодня они составляют 90% наших продаж и, благодаря этому сотрудничеству, мы вышли на другой уровень бизнеса. Размеры, обороты, профессионализм сотрудников – все стало намного серьезнее и масштабнее, чем раньше. В ближайшее время мы будем диверсифицироваться, чтобы уйти от тюнинга в более спокойные и долгосрочные рынки.
Вы имеете свой склад для продукции или работаете исключительно под заказ? Расскажите о логистических процессах в Вашей компании.
В бизнесе автомобильных пленок невозможно работать под заказ. Обычно нашим потребителям необходимо получить товар максимально оперативно. Поэтому мы вынуждены вкладывать значительные инвестиции в товарные запасы, с момента подписания дистрибьюторского договора нам пришлось пользоваться заемными средствами для того, чтобы сформировать глубокий склад.
Расскажите о Вашей ценовой политике.
По ценовой политике мы не придерживаемся демпинговой политики, понимая, что в том случае, если начинаем снижать цены мы либо наши конкуренты, то в долгосрочной перспективе это приведет к потере маржинальности рынка данного товара. И все игроки без исключения потеряют интерес к данному товару или даже сегменту рынка. Поэтому мы стараемся придерживаться разумных розничных цен и жестко их контролировать, для достижения максимальной прибыли и вложения ее в дальнейшее развитие бизнеса.
На Ваш взгляд, в каком виде сегодня выгоднее существовать: в режиме онлайн или оффлайн? Где можно заработать больше?
Вопрос сложный. Наверняка есть бизнесы, в которых оффлайн можно заработать больше, чем онлайн. Но лично мой опыт показывает, что любой бизнес, который не подкрепляется каким-то интернет-магазином либо порталом, является менее рентабельным.
Каким образом Вы рекламировали свой проект?
Сначала было узконаправленное продвижение по тематическим форумам, так как на первоначальном этапе я не обладал бюджетом для размещения какой-либо платной рекламы. И, честно говоря, считаю, что реклама должна быть максимально таргетирована на свою целевую аудиторию, а широкомасштабные рекламные акции зачастую являются бесполезными и в итоге убыточными. А когда компания начала хоть как-то функционировать, то первую прибыль, я вложил в SEO-продвижение своего интернет-магазина BigZone.ru, что принесло свои плоды.
В Вашем сегменте рынка довольно внушительная конкуренция, как Вам удается бороться с этим?
Мы стараемся точно позиционировать себя на рынке. Мы не пытаемся конкурировать со всеми и, зная свои сильные стороны, делаем все для того, чтобы удовлетворить потребности именно наших клиентов. Это касается и качества обслуживания, доступности товара на складе, и постпродажного сервиса. Я думаю, что на сегодняшний день такое количество товаров для автостайлинга в наличии могут обеспечить далеко не многие. Также мы проводим обучающие семинары, которые помогают нам установить личный контакт с нашими действующими партнерами и будущими клиентами. Благодаря всем этим составляющим, наша компания из года в год только усиливает свои позиции на рынке, а наши клиенты всегда знают, что работают с сильной и надежной компанией, которая всегда готова пойти им навстречу в любом вопросе. Если усердно работать каждый день и соблюдать высокий уровень сервиса, проблем с конкуренцией не будет никогда!
Есть ли у Вашего бизнеса сильные и слабые стороны?
Слабая сторона – это мощная подверженность тенденциям рынка тюнинга. Если пересмотреть историю нашей компании, то будет видно, что каждый год мы делаем упор на абсолютно разные продукты. К примеру, в прошлом году в моде был матовый и карбоновый винил, а сейчас эти направления непопулярны, люди хотят новых решений для стайлинга их любимых авто. В следующем году опять будет что-то новенькое и для того, чтобы угнаться за этим, мы готовимся уже сегодня! Очень много сил уходит на перепрофилирование то под один продукт, то под другой. И однажды, не успев вовремя уловить очередную новую тенденцию, можно потерять весь бизнес.
А сильные стороны нашего бизнеса – это статус официального представителя компании 3М. Мы получаем очень мощную поддержку от этой компании на всех уровнях. А если рассматривать наши внутренние факторы, наша сила в нашей сплочённой команде. Я уверен: какие бы сложности не случились, вместе мы переживем все! Кадры в бизнесе действительно решают все!
Исходя из информации, размещенной на Вашем сайте, можно предположить, что Вы занимаетесь не только продажей пленки, но и оказываете услуги по ее нанесению. Как и почему Вы пришли к этому?
Оказание услуг является более рентабельным, чем продажи, и плюс ко всему, мы хотим позиционировать себя не только как продавцы, но и как компанию, которая может оказать сервис полного цикла продаж: консультации по подбору товара, непосредственно сама продажа, установка либо нанесение приобретенного продукта и, наконец, обеспечение гарантийного обслуживания на протяжении всего срока службы приобретенной продукции. Мы стали оказывать подобные услуги только с марта этого года, и уже сегодня можно сказать точно, что это не «холостые» инвестиции в развитее нашей компании.
Расскажите о втором проекте Viofit, который Вы создали совместно с партнером Сергеем Ведяшкиным. Почему Вы занялись спортивным питанием?
И опять – дело случая! Сергей активно занимался пауэрлифтингом и получил травму. Тогда же заниматься фитнесом начал и я, а мой друг консультировал меня: что и как правильно делать. Однажды разговор у нас зашел о спортивном питании, стали обсуждать существующие магазины, недостатки в их обслуживании, просроченный товар и вместе пришли к тому, что рынок развивается семимильными шагами. А почему бы нам не поучаствовать в нем? Опыт создания интернет-магазина у меня был, хорошая команда тоже, и я предложил Сергею изучить маржинальность рынка спортивного питания и все его тонкости.
Так мы провели вначале теоретические расчеты, потом провели «разведку боем»: создали сайт и сами начали продавать спортивное питание своим клиентам. Я был оператором интернет магазина, а Сергей – курьером! С тех пор многое изменилось, за два с небольшим года мы построили с ним сильную, активно развивающуюся компанию с многочисленным профессиональным штатом, большим складом и огромным количеством курьеров. Но Сергей по сей день вспоминает с ужасом те дни, когда зимой ему приходилось носиться с десятикилограммовыми пакетами с заказами для клиентов по Москве.
А на каких условиях Вы работаете с партнером? В чем залог успешного партнерства на Ваш взгляд?
Наше партнерство с Сергеем для меня является образцово-показательным. Он часто говорит мне, что партнера по бизнесу нужно выбирать тщательнее, чем жену, потому что, если в работе нет взаимопонимания ,успеха не ждите. Мы с ним абсолютно разные люди: у меня подход к бизнесу больше интуитивный – сначала в бой, потом разберемся, а у него консервативный, порой до невозможности дотошный – просчитает всё до малейших мелочей. Дополняя таким образом друг друга, мы вынашиваем целостные и максимально верные решения. За все время партнерства спорных ситуаций было очень-очень много, но конфликтов - ни одного! Без своих партнеров, в BigZone – Александра Гая, а в Viofit – Сергея Ведяшкина, я бы никогда не смог создать ничего того, что мы имеем сегодня! Я для себя я сделал вывод, что двигаться вперед мы будем только этой командой, что бы ни случилось. И даже если наступит время, когда мы продадим бизнес, то у меня не будет ни малейшего сомнения с кем мне начинать новые проекты!
Как Вам удалось попасть в ТОП-10 компаний, представляющих спортивное питание на рынке России?
Для нас самих это стало большим удивлением. Создавая Viofit, мы не преследовали цель попасть в десятку так быстро. Однако наш непосредственный вклад в этот бизнес, не только моральный, интеллектуальный, но и материальный, привел к тому, что основной импортер спортивного питания на российский рынок пригласил нас на ежегодную встречу в качестве одного из 10 самых крупных его оптовых клиентов. Мы были очень рады этому, и теперь наша цель - попасть в ТОП-5, а если все будет развиваться такими же темпами, как сейчас, к концу этого года, думаю, пятерка нам обеспечена!
Как Вам удается совмещать такие разные направления в бизнесе?
С трудом, если честно! И я не знаю: в правильном ли направлении двигаюсь. Смотрю интервью крупных предпринимателей, таких как Ноготков, Галицкий и понимаю, что они в своей жизни концентрировались на чем-то одном, вкладывая туда все время, силы и средства. А у меня совсем не так, возможно, поэтому мои проекты где-то хромают по очереди. Но! В моей жизни уже была похожая ситуация, стоял выбор между обучением в серьезном ВУЗе и не менее серьезной спортивной карьерой. Вопреки всему, мне удалось успешно их совмещать очень долгое время и, я надеюсь, что совмещать столь разные проекты я также смогу. Может быть, определенные потери от этого и будут, но, я уверен, далеко не критические. А если придет день выбора, то уверен, что смогу сделать его без малейшего сожаления.
Поделитесь планами на будущее? Планируете ли Вы запускать новые проекты?
У нас настолько много планов в существующих проектах, что мы не знаем, где найти сейчас столько трудовых и материальных ресурсов! И пока наши действующие проекты не станут готовыми самостоятельными продуктами, способными генерировать стабильную чистую прибыль без активного участия учредителей, вряд ли мы с партнерами придем к каким-то новым проектам. Хотя, чем черт не шутит…
Ваш совет начинающим стартаперам.
Нужно четко проанализировать: а предприниматель ли вы? Большинство молодых людей живет в «розовых очках» и считает, что они обладают мощнейшим предпринимательским потенциалом! А когда приступают к делу, вдруг внезапно понимают, что свой бизнес - это не деньги, которые падают с неба в большом количестве, а ежедневная кропотливая работа без выходных и отпусков в течение нескольких лет за одну лишь идею! Разочаровываются в себе, в бизнесе, теряют деньги, репутацию. Вот и стоит подумать десять, а то и больше раз.
Создание бизнеса – адский труд. Если у вас нет достаточного количества средств, вам придется работать на десяти должностях сразу: директором, менеджером, бухгалтером, IT-специалистом, логистом, курьером и т.д. На первых этапах создания компании рабочий день составит минимум 12 часов, так что должно быть четкое осознание, готовы ли вы на это.
А если уж приняли четкое решение начать, никогда не унывайте, что бы ни случилось. Верьте в себя, даже когда никто не верит. Именно так вы сможете вытащить любой стартап, главное – не останавливайтесь! Нужно принять решение один раз и найти в себе силы довести его до конца!
Автор: Елена Курочка
26/12/2012