О том, как зарабатывать на электромобилях в России
Основатель компании «Револьта» Максим Осорин – о том, как зарабатывать на электромобилях в России
В нефтедобывающих странах крайне редко выживают проекты, в которых ставка делается на заменители углеводородов. Особенно плохо с этим в России. Однако проработавший несколько лет в IT-сфере Максим Осорин считает, видимо, что наша нефтезависимость - это миф. Пытаясь развенчать его, он создал компанию «Револьта», занимающуюся поставками в страну электромобилей марки Smith и строящую для них сеть электрозарядных станций (ЭЗС). Их уже более полусотни, причем находятся они не только в Москве, но и в Белгороде, Казани, Кургане. Бизнесмен исполнен оптимизма и планирует построить завод по сборке электробусов на территории одной из особых экономических зон. На что он рассчитывает?
Дело доходное
Как появилась идея бизнеса в такой нетрадиционной для России сфере?
В 2011 году на одной из международных энергетических конференций в США я увидел «живой» электромобиль Chevrolet Volt. После тест-драйва мне сразу стало понятно, что за подобными технологиями будущее. Так и возникла идея продавать в России электрокары и построить для них электрозарядную инфраструктуру. К тому же рынок был никем не занят.
Почему вы думаете, что на эти машины будет спрос?
Мы провели исследование совместно с консалтинговой компанией Roland Berger. Опросили 600 жителей Москвы и области, у которых в семье два и более автомобилей не дешевле 30 тыс. долларов. Все они - потенциальные покупатели электрокаров. Результаты стали для меня откровением. Оказывается, электромобиль готовы купить буквально завтра около 45% респондентов, а подключаемый гибрид - свыше 55%. В России сформировался не просто средний класс, а средний класс с активной жизненной позицией. И электротранспорт для этих людей не пустой звук и не чужеродное явление. Это способ быть в чем-то первыми.
Много ЭЗС вы уже построили?
У «Револьты» 50 станций, из них 44 расположены в Москве и области. Для экспресс-подзарядки предназначены пять. Развитием региональной электрозарядной сети занимаются наши партнеры в Белгороде, Казани, Самаре, Тюмени, Екатеринбурге и Кургане. Если получим хорошие финансовые показатели, планируем довести общее количество станций до 40 тыс. к 2020 году.
Брали кредиты на развитие сети?
К сожалению, в России высокотехнологичный стартап, особенно на рынке «зеленых» технологий, должен рассчитывать только на свои силы. Привлечение заемных средств банков невозможно в принципе. Ни на каких условиях. Поэтому источником финансирования были деньги учредителей.
Дорого обходится строительство ЭЗС?
Цена станции переменного тока мощностью до 43 кВт варьируется от 200 тыс. до 400 тыс. рублей в зависимости от модели оборудования, специфики подключения и необходимости присоединять дополнительные энергомощности. Со временем эта сумма будет снижаться, особенно после локализации производства.
Когда выйдете на самоокупаемость?
К концу 2012 финансового года мы практически вышли в ноль. А в текущем планируем получить первую прибыль.
Как-то вы быстро...
Основной доход у нас - от проектной деятельности, продажи коммерческих электромобилей британской Smith Electric Vehicles и зарядных станций. Выручка от услуг по зарядке пока небольшая: электрокаров на наших дорогах по-прежнему мало. Но мы рассчитываем, что эта статья будет расти серьезными темпами.
Государство в сети
А сколько электрокаров в России?
Точной статистики нет, но, судя по данным компании «Рольф», в 2012 году было продано чуть больше 90 экземпляров Mitsubishi i-MiEV. Мы за это время реализовали 10 Smith Edison. Все остальное - это серые поставки Nissan Leaf, Chevrolet Volt и других моделей. Думаю, можно утверждать, что по нашим дорогам «бегает» около 200 электромобилей.
К тому же в России этот рынок не ограничивается личным автотранспортом. В продаже уже появились сертифицированные электробусы, например чешский SOR. И все чаще запускаются проекты по замене автомобилей на электрокары.
Вы, кажется, что-то похожее делаете с Московской объединенной электросетевой компанией (МОЭСК).
С МОЭСК у нас комплексный проект. Мы создаем сеть ЭЗС, системы управления сетью, оцениваем рынок электромобилей и разрабатываем бизнес-модели участия в нем компании. По итогам работы в МОЭСК решили заменить 990 машин из корпоративного автопарка на электромобили. И такой проект - не единичный случай.
У кого еще подобные планы?
В нынешнем году ФСК ЕЭС собирается приобрести для своих нужд электробусы и коммерческие электромобили. В рамках Федерального инновационного пилотного проекта «Электрический транспорт» будет запущено несколько маршрутов общественного транспорта в Московской области, Казани и Новосибирске. В общей сложности это 116 электробусов большого класса, 132 электробуса малого класса, более 300 единиц зарядной инфраструктуры разного типа. Надеемся, что до конца 2013-го непосредственно при нашем участии стартует как минимум один маршрут. Хотя с госкомпаниями трудно что-либо планировать.
Разрушитель мифов
Не кажется ли вам, что покупателей от электрокаров будет отпугивать их высокая цена?
Да, пока они стоят немало. И в первую очередь в тех странах, где нет внятных программ субсидирования, к коим относится и Россия. А вот в США, к примеру, за счет специальных программ ценник на электрокары ощутимо ниже, чем на машины с бензиновым двигателем. Но задумайтесь, сколько денег придется потратить владельцу электрокара на обслуживание. Существенно меньше, чем обладателю обычного авто. Ведь в электрокаре нет ни масла, ни фильтров - все сводится к стандартной диагностике кузова, тормозов и подвески. Не забывайте и о стоимости топлива. Полностью зарядить электромобиль такого класса, как Mitsubishi i-MiEV, можно за 20 рублей. Много ли бензина или солярки войдет в бак на ту же сумму?
Насколько конкурентоспособны электрокары в России?
Официально на российском рынке представлен только Mitsubishi i-MiEV, он стоит 1,8 млн рублей. Это примерно в 3 раза дороже бензинового или дизельного аналога. С появлением в продаже Mitsubishi Outlander PHEV ценовой разрыв с обычными машинами, как ожидается, сократится. Официальная цена этой модели еще неизвестна. Коммерческие электромобили Smith стартуют с отметки 3,7 млн рублей, что в 2,5-3 раза выше стоимости традиционного транспорта подобного класса. Если нам удастся реализовать проект по сборке на территории страны, то в течение трех лет мы снизим стоимость электромобилей Smith как минимум на 40%.
Даже если такие авто подешевеют, спрос может и не возрасти: у электрокаров же очень быстро разряжаются аккумуляторы, особенно зимой.
Это весьма распространенное заблуждение. Не так давно мы тестировали одну из моделей при -27 °C с предварительной ночной стоянкой, когда температура опускалась до -34 °C. Несмотря на это, машина включилась и проехала примерно 95 км.
А в пробках как она себя ведет?
Расходует энергию только на освещение, обогрев и вентиляцию плюс на работу мультимедиа-системы. Заряда батареи хватит на 20 часов стояния в пробке. Полагаю, и в обычном автомобиле за это время топливо закончится.
Чтобы зарядить электрокар, не каждый готов ждать полдня...
А столько ждать и не придется. В зависимости от модели и способа подзарядки вы потратите от 20 минут до нескольких часов. Но и это время постоянно сокращается. Скажем, Nissan Leaf 2013 модельного года заряжается в 2 раза быстрее по сравнению с дорестайлинговой модификацией.
А у вас есть электромобиль?
Да, конечно. И у меня от него только положительные впечатления. Я вам это говорю не как продавец, а как обычный потребитель. Думаю купить еще один электрокар.