Перспективы развития книжного вендинга в России
Наблюдаемое в течение последних трех лет, а также прогнозируемое на ближайшие годы уменьшение объема продаж книг через киоски (ввиду банкротства некоторых киосковых сетей) может благоприятно повлиять на такой канал распространения книг, как вендинговые продажи печатной продукции. Это связанно с тем, что достаточно большое количество киосков расположено в местах, где невозможно продавать книги никак иначе (через крупные специализированные магазины, магазины некнижного ритейла, через интернет-продажи), а именно: в аэропортах, на железнодорожных станциях, остановках и других точках большого скопления людей. Привычные россиянам киоски «Союзпечать», по мнению экспертов отрасли, вполне могут заменить книготорговые аппараты.
Диаграмма 1. Долевое соотношение каналов сбыта в общем объеме реализации издательств РФ в 2013 году, (средневзвешенный показатель %)
Источник: Журнал «Книжная Индустрия»
Если рассматривать российские вендинговые продажи всех видов товаров, то на рынке уже на протяжении нескольких лет наблюдается тенденция роста объемов продаж, наряду с ростом количества этих аппаратов в Москве и других крупных городах России. Аналитики НИУ ВШЭ прогнозируют российскому рынку автоматической торговли почти четырехкратный рост в ближайшие 10 лет – с нынешнего годового оборота в 530 млн. долл. до 2 млрд. долл.
Вендинг – не требующий больших компетенций бизнес с низким порогом входа, и сюда всегда будет стремиться множество мелких предпринимателей. Начать этот бизнес можно с одного автомата, который обойдется в 170–300 тыс. руб., хотя, чтобы выйти на точку безубыточности, по уверениям игроков рынка, нужно обзавестись сетью из 10–15 автоматов. До сих пор попадаются места, где можно договориться о бесплатной установке автомата. Аренда выигрышных мест очень разнится, обычный разброс – от 3 до 15 тыс. руб. в месяц, но бывает и много больше.
Вот несколько тенденций и факторов, анализируя которые, можно оценить рынок вендинговых продаж книг в России как перспективный:
- Тенденция роста объемов вендинговых продаж в России
- Успешная картина развития вендинговой торговли в Западных странах
- Минимальный объем вложения в развитие данного бизнеса (бизнес с низким порогом входа)
- Борьба с ларьками и павильонами («нецивилизованными форматами уличной торговли»), которую в последние три–четыре года инициировали власти во многих городах России
Уменьшение объема продаж книг через киоски, ввиду банкротства некоторых киосковых сетей (освободившаяся ниша для книготорговых аппаратов)
Наиболее важным аспектом вендингового бизнеса, по мнению участников рынка, является место размещения автомата. И выбор ассортимента, который будет продаваться в автомате, тесно связан именно с его месторасположением. Естественно, единое условие – место нужно выбирать, исходя из людских потоков и платежеспособности аудитории. Если говорить о книжном вендинге, то хорошо, если в рассматриваемом месте у людей будет много свободного времени, во-первых – для ознакомления с ассортиментом и выбора подходящего товара; во-вторых – для изучения/чтения купленной книги.
Самыми выгодными точками размещения вендингового автомата, по мнению участников вендингового бизнеса, а также на основании проведенного анализа являются торгово-развлекательные центры, вузы и лечебные учреждения, а также остановки и автостанции. Конечно, при выборе места, стоит учитывать расположение ближайших магазинов и их специализация (не стоит размещать автомат вблизи прямых конкурентов, например, книжных бутиков).
Также в пользу размещения вендинговых автоматов в ТЦ и ТРЦ, а также во всевозможных сетевых и несетевых продуктовых магазинах говорят результаты, полученные на основе всевозможные исследования покупательской способности россиян. Например, согласно исследованию, проведенному Минпромторгом России, около 60% российских потребителей покупают продукты питания каждый день, либо раз в два дня. Такая частота покупок им наиболее комфортна. Другими словами, россияне любят ходить в магазины, продуктовые магазины, что и определяет данные места как эффективные точки для размещения торговых автоматов.
Лечебные учреждения, Высшие учебные заведения, метро, остановки и транспортные узлы также являются перспективными местами размещения вендинговых автоматов. Однако при установке автомата в этих местах можно столкнуться с некоторыми трудностями, преимущественно они состоят в сложности получения разрешений на установку и эксплуатацию торговых автоматов на государственных и муниципальных территориях.
В настоящий момент Министерством экономики РФ разрабатывается Стратегия развития розничной торговли. Если Стратегию одобрят на государственном уровне то, в период 2015-2016 гг. следует ожидать появления упрощенного порядка установки и эксплуатации торговых автоматов на государственной и муниципальной территории (а это излюбленные, но не доступные пока территории остановок общественного транспорта, переходы, учебные заведения, здания ЗАГСов и РОНО, музеи и многое другое).