Социальный бизнес — это выгодно
Как получить финансовую поддержку своего проекта от Вагита Алекперова.
Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», учрежденный в 2007 году президентом «ЛУКойла» Вагитом Алекперовым, создан для реализации долгосрочных социально значимых программ и проектов. Фонд помогает предпринимателям, работающим в сфере социального бизнеса и пиаром, и деньгами. Дополнительное финансирование можно получить, отправив заявку на ежегодный Конкурс фонда на предоставление беспроцентного займа для развития бизнеса. О том, кто может принять участие в отборе и как определяются его победители, «Деловой среде» рассказала руководитель дирекции сопровождения проектов фонда «Наше будущее» Татьяна Скорая.
— Кто может получить помощь от фонда? По каким критериям вы отбираете проекты для поддержки?
— Таких критериев четыре. Первый — социальная направленность проекта. Предпринимательский проект должен решать ту или иную социальную проблему региона. Если, например, проект трудоустроит 10 обычных жителей города Волгограда, то его социальная составляющая весьма невелика. Но если вы трудоустроите 10 жителей почти умирающей деревни в Волгоградской области, открыв там сельхозпредприятие, то социальная направленность проекта будет очень серьезной.
Второй критерий — финансовая устойчивость. С одной стороны, проект не может быть благотворительным, он должен приносить доход. С другой стороны, коммерческая составляющая не должна превышать социальную. Поэтому мы внимательно анализируем финансовые потоки проекта. Если, скажем, нам говорят: дополнительные деньги мы получим с помощью грантов, то такое финансирование неустойчиво, согласитесь. Сегодня грант есть, завтра — нет... Кроме того, анализируем платежеспособность аудитории, на которую ориентирован проект. Родители, например, заплатят за то, чтобы их дети ходили в детский сад. А вот бабушки вряд ли согласятся, чтобы кто-то повышал их финансовую грамотность за их же деньги.
Третья составляющая оценки проекта — его тиражируемость. Это означает, что предлагаемую бизнес-модель можно реализовать в любом российском регионе, если там тоже есть такая проблема. Но некоторые проекты являются узкоспециализированными — в связи, например, с удаленностью территории, и тиражироваться не могут.
Четвертый, последний критерий — инновационность проекта. Она может быть подтверждена патентами. А может выражаться в новом подходе к решению социальных проблем. То есть если вы открываете, например, ясли, то их инновационность в том, что в этих яслях используются определенные методики развития детей.
— Предположим, я считаю, что по этим четырем критериям мой проект вам подходит. Что мне нужно сделать дальше?
— Зайдите на сайт фонда. Там нужно кликнуть раздел «Конкурс», зарегистрироваться и для начала заполнить заявку. Кстати, там же, на сайте, вы можете посмотреть и карточки всех проектов, которые мы поддерживали, чтобы еще раз убедиться: да, мой проект фонду может быть интересен.
— С какими заявками к вам обращаются чаще? И какие «темы» проектов наиболее интересны фонду? Сколько и каких проектов вы поддержали в общей сложности?
— За шесть лет существования конкурса было поддержано 108 проектов. В 2013 году займы получили 33 проекта (на конкурс было прислано около 300 заявок). Больше всего (около 50%) было поддержано проектов, связанных с детскими учреждениями (детсады, детские центры, клубы). В прошлом и в нынешнем году появился ряд экологических инициатив — по вторичной переработке отходов. Нам очень интересны новые, инновационные начинания. Мы их ищем. Особенно те, благодаря которым создаются товары. Сейчас у нас их мало — около 20% (остальные — это услуги в социальной сфере).
— На какую сумму займа может рассчитывать социальный предприниматель? И готовы ли вы финансировать проект, если он существует пока только на бумаге?
— В конкурсе могут принять участие и те, кто еще не начал деятельность, и те, кто работает менее года, — таким предпринимателям возможно выделение беспроцентного займа до 500 000 рублей на срок до пяти лет. Если проект существует более года, то возможная сумма финансирования — 5 млн рублей, срок возврата до пяти лет. Если проект ранее взаимодействовал с фондом, то может получить заем до 10 млн рублей со сроком возврата до семи лет. Нужно также учитывать, что одно из условий подачи заявки — использование в финансировании 20% собственных средств.
— Как вы работаете с заявками, прошедшими через первое «сито» отбора?
— Сначала проводим внутреннюю проверку. Она необходима, если мы, например, не понимаем: нужен ли в Оренбурге логопедический детский сад? Сколько там детей с проблемами речи? Будет ли такой детский сад востребован через два-три года? Чтобы выяснить это, мы можем позвонить своим партнерам и представителям, работающим на этой территории. Или обратиться с запросом в администрацию региона. Если проект узкоспециализированный (например, с использованием уникальных технологий), мы обращаемся за консультацией к нашим профильным экспертам — специалистам в различных областях знаний.
Следующий этап проверки — вынесение заявки на рассмотрение конкурсного комитета. В его состав входят сотрудники фонда различных направлений, а также приглашенные специалисты. Если заявка получила предварительное одобрение, предприниматель должен заполнить бизнес-план по форме, разработанной фондом.
Знаете, многие поначалу говорят, что эту форму невозможно заполнить: «Да для кого же вы это составляли, да мы уже два месяца сидим над этим бизнес-планом!». А когда, наконец, все подсчитано, говорят иное: «Как хорошо, что мы этот бизнес-план заполнили!» Потому что с его помощью они повысили свою финансовую грамотность и начали реально оценивать свой бизнес. У нас были случаи, когда люди, написав бизнес-план, снимали свою заявку с конкурса, так как у них возникало понимание, что они не смогут реализовать свой проект. Уходили думать, додумывали — и реализовывали новый.
После создания бизнес-плана (и положительной его оценки нашими финансовыми экспертами) проект вновь рассматривает конкурсный комитет, который и принимает решение.
— Лично с соискателями вы встречаетесь? Есть шанс вас «обаять» просто по-человечески?
— Как раз после второго рассмотрения заявки начинается этап выезда. Если предполагаемая сумма займа небольшая, то обычно проводим Skype-интервью. Если заем больше миллиона рублей, выезжаем на место и смотрим на человека, на его компанию, предприятие. Ходим ножками, разговариваем. Стараемся, чтобы человек организовал встречу со своими партнерами. Смотрим залоговое обеспечение (одно из условий предоставления займа — поручительство или залог).
Бывает, что предприниматели сами пережили какую-то социальную проблему, решили ее и начали помогать решать эту проблему другим людям. Вот такие люди могут обаять своей историей. Конечно, иногда бизнесом руководят «чистые управленцы». Например, человек может руководить детсадом, не имея педагогического образования. Но мы оцениваем команду в целом. Может быть, все преподаватели в этом учреждении имеют стаж педагогической работы по 25 лет, а такой управленец с юридическим или финансовым образованием прекрасно обеспечивает стабильность.
— А если наоборот? Вы работаете с теми, кто, например, придумал прекрасный социальный проект, но финансово абсолютно безграмотен?
— Встречались такие проекты — очень социальные, но придуманные очень «культурными, воздушными» люди, которым не хватало финансового понимания ситуации. Мы рекомендуем им пройти дополнительное обучение — у нас есть несколько программ по бизнес-планированию в социальном предпринимательстве (как платные, так и бесплатные). Это нужно сделать обязательно, поскольку финансовая неграмотность приведет к неправильному ведению бизнеса.
— Были случаи, когда проекты, поддержанные фондом, гибли?
— Несколько таких историй было. Это бизнес, это риски. Но мы всегда держим руку на пульсе. Проекты, получившие поддержку фонда, сопровождают наши менеджеры. Раз в квартал каждый проект предоставляет полную финансовую отчетность, которую анализируют наши специалисты. Мы открыты к диалогу и готовы помогать проектам — мы можем проконсультировать или, скажем, обратиться к администрации региона с просьбой оказать господдержку конкретному социальному предпринимателю. Или оповестить о других конкурсах, благодаря которым можно получить дополнительное финансирование. Многие наши проекты в них участвуют — и побеждают.
Автор: Надежда Старовойтенко