Что делать, если стартап умирает
Рецептами спасения поделился один из самых известных российских бизнес-ангелов Игорь Рябенький.
Основатель фонда Altair Capital Игорь Рябенький признается, что если еще весной мог утверждать, что у него нет ни одного неудачного проекта, то сейчас, когда их число выросло до полусотни, порядка 5% инвестиций уже под вопросом. Конечно, по статистике «умереть» должна примерно половина проектов, но кто сказал, что инвестор должен просто стоять и смотреть, как стартапы идут ко дну? Игорь Рябенький сформулировал три главных причины, по которым умирают стартапы, и предложил пути решения проблем.
Проблема: раскол в команде
Сейчас у меня уже наметилась пара проблемных проектов. Они не загнулись, но я не вижу там развития, не вижу огонька в глазах основателей. В обоих проектах произошел раскол команды — это самая распространенная причина неудачи стартапов.
Хотя это проекты в абсолютно разных отраслях и владельцы — разные люди, неуспех у них — как под копирку. Один партнер начинает обвинять другого в неудачах проекта, в каких-то проблемах. «А что он все забирает? А что я? А что, ему больше надо?» и т. д. В результате команда раскалывается, и, возможно, изначально неплохой стартап терпит фиаско. Значит, мы, вкладывая в команду, не поняли, что она неустойчивая, поспешили.
Что делать: «подружить» их с другими стартапами из портфеля или запустить новый
Есть разные меры для спасения «утопающих» проектов. Один из стартапов, который у меня раскололся, я «подружил» с другими своими проектами и вижу интерес. Ребята, которые не смогли сработаться друг с другом, общаются с другими командами, начинают обсуждать рабочие проблемы — возможно, они смогут встроиться в эти команды и работать с ними.
А если у стартапа в принципе была хорошая команда, можно с ней же (или с ее частью) запустить новый проект с нуля. Например, сейчас я очень внимательно смотрю на бизнесы в области здорового образа жизни. Я чувствую, что если не найду интересный проект, то мы будем делать его сами. Просто профинансируем команду с нуля. Но лучше, конечно, если такой проект найдется.
Проблема: команда переоценила свои силы
Иногда основатели бизнеса стоят на позиции «сделаем три проекта, один выстрелит». Но хочется им сказать: вы не фонд, ваша задача — качественно проработать хотя бы один проект. Даже если он стал успешным, основатели порой продолжают делать ошибки — особенно если стартап растет бурно, а руководят им люди молодые, без достаточного опыта. Они не понимают, как выстроить структуру компании. Ведь сначала была команда из пяти единомышленников, которые горели и жили на работе,— это одно. А когда это уже компания из семидесяти человек с зарубежными отделениями — это совсем другое. Обычно стартаперы объясняют отсутствие развития так: «Не успели». А если проект у них не один?
«Мы абсолютно спокойно относимся к тому, что часть проектов окажутся неудачными»
Им все время хочется прийти ко мне под отеческую защиту: помоги тут, помоги там. В принципе, я помогаю, но нужно укомплектовывать команду так, чтобы она могла заниматься развитием. Иначе проект «взлетает», набирает миллионы пользователей, а дальше основатели не понимают, что со всем этим делать.
Что делать: реанимация, поиск возможного пивота
Можно попытаться изменить бизнес-модель, проанализировав ошибки. Тут важно не опускать руки, если что-то не получилось, и выслушать все советы и предложения. К примеру, один из основателей стартапа, подготовленного «под похороны», недавно написал мне, что у него есть план развития и он хочет прийти поговорить. Возможно, человек на самом деле нашел выход и готов работать над новым планом.
Проблема: неверный анализ рынка
Есть у меня и третий неудачный стартап. Мы даже не успели обсудить проект, просто сделали прототип и на этом прекратили его, хотя до поры до времени дела шли хорошо. Однако с приходом мощного конкурента стартапу пришлось переосмыслить модель своего развития.
Что делать: закрыть, пока не поздно
Надо уметь сказать «нет». Очень много приходит людей, которые придумали какую-то идею, влюбились в нее и хотят любым способом осуществить: «Дайте денег — мы сделаем». Это называется «на поиграться». Когда ты отказываешь, это очень часто идет на пользу — отрезвляет. Надо дать понять человеку: я теряю деньги, это обидно. А он теряет жизнь. Он разочаровывается, озлобляется, а все потому, что делает то, что никому не нужно.
Недавно ко мне пришел со стартапом человек, достаточно известный в интернет-индустрии, не просто мальчик с улицы. Мы посидели, поговорили — очень хорошо, дружественно — и решили, что его проект не нужен, хотя внешне все вроде выглядит хорошо. Многие вещи лучше отговорить делать еще на старте.
Старатап о здоровом образе жизни - очень интересно) Заставило задуматься, что такого нового можно придумать в этой сфере...