Тренд: Узкая специализация
Понять толпу – легко. Понять одного человека – трудно! Осознав это, бизнесмены сразу делятся на две группы, чтобы идти двумя разными путями в жизни: первые подстраивают свои товары и услуги под то, что уже существует и неплохо выживают, порой даже принося пользу человечеству. Второй бизнесмен ставит перед собой немыслимую амбициозную цель: он хочет создать принципиально новые ценности. А затем сделать так, чтобы эти, разделяемые им самим новые ценности, стали ценностями как можно большего числа людей, называемых “целевой аудиторией”... Такие бизнесмены, как Моисей, приносят народу свои заповеди и следят затем за их исполнением...
Есть такие общества, где элиты смотрят на людей как на одинаковую серую массу. В таких обществах все товары и услуги – стандартизованны, а ассортимент небогат – от одной до...двух позиций. Но есть и другие общества, выработавшие идеологию, согласно которой то, что мы все разные – это хорошо. Нишевые товары и услуги – это не блажь и не причуда. Это признак здорового общества, которое не стрижёт всех под одну гребёнку , а уважает индивидуальные различия. Бизнесмены там – замечают самые редкие и мало кем охваченные целевые аудитории возможных потребителей и выдумывают для них свои узкие ниши бизнеса.
Хорошо жить в таком обществе.
Узость или широта – что лучше?
Можно сказать и так, что этот мировой бизнес тренд является антиподом тренда “Универсальность товаров и услуг”. Это не парадокс и не признак антагонизма в обществе. Когда в бизнесе сосуществуют противоположно-ориентированные тренды – это, наоборот – признак здоровых тенденций в его, бизнеса, развитии и в развитии общества в целом. Интересно и более важно здесь понять другое – когда возникает необходимость в одном и когда – в другом. Этим мы сейчас и займёмся – будем размышлять над поставленным вопросом.
Мы лучше поймём бизнес тренд “узконишевые товары и услуги” или "узкая специализация", если при рассуждении будем отталкиваться от его антагониста – мирового бизнес тренда “Универсальность”.
Универсальные товары и услуги – это плод в общем-то долгой и успешной интеллектуальной работы. Плод работы – по нахождению того общего, что объединяет действительно всех людей мира или хотя бы – объединяет большинство целевых групп. Бизнес, который ставил своей целью думать над любым проектом “об универсальности”, в итоге сумел найти в людях общие потребности, запросы и качественно их удовлетворить. Почему он оказался успешным? Да потому что сформулированные в итоге товар или услуга в итоге оказались востребованными, а значит в своих рассуждениях такой бизнес шёл верным путём!
Но есть и ещё один нюанс, тайна, которую мы сейчас и раскроем. По зрелом размышлении любому внимательному наблюдателю-бизнесмену вдруг открывается следующая истина: на самом деле в мире не так уж и много вещей, которые нас – объединяют, которые были бы для всех людей – общими... Более того, если уж что-то людей и объединяет, так это их типичные недостатки или – пороки. В этом рассуждении кратко и ёмко разворачивается весь дискурс психологии толпы. Толпа всегда имеет примитивные и схожие цели. Индивидуальность – всегда труднопостижима. Понять толпу – легко. Понять одного человека – трудно!
Осознав это, бизнесмены сразу делятся на две группы, чтобы идти двумя разными путями в жизни: первые подстраивают свои товары и услуги под то, что уже существует – проще говоря, играют на общих для всего человечества – низменных и просто – инстинктах – и неплохо выживают, порой даже принося пользу человечеству.
Второй бизнесмен ставит перед собой немыслимую амбициозную цель, поражающую величием замысла: он хочет создать принципиально новые ценности (и вытекающие из них – потребности) – которые отвечают его представлениям о добре и зле. А затем сделать так, чтобы эти, разделяемые им самим новые ценности, стали ценностями Универсальными, ценностями как можно большего числа людей, называемых “целевой аудиторией”... Такие бизнесмены, как Моисей приносят народу свои заповеди и следят затем за их исполнением...
Ну а теперь давайте задумаемся: для чего бизнесу искать (и создавать!) в людях нечто общее, нечто их объединяющее?
А всё очень просто – такая тенденция возникает одновременно в головах всех активных элит определённой эпохи – как бизнесменов, так и политиков, военных, а ещё, конечно, – религиозных лидеров. Называется эта тенденция – строительство Великих Империй, имперские амбиции, империализм. Начал это (в краткой исторической перспективе) ещё Александр Македонский, когда хотел завоевать весь мир (Всю Ойкумену)...как вы думаете – для чего? Не для того, чтоб надеть себе на голову горшок и заявить: “Я царь всего мира”, нет...
Для того чтобы сделать всех людей мира – эллинами. Македонский так искренне любил дух эллинства, что захотел, чтобы весь мир говорил на греческом языке и жил по-гречески – носил греческую одежду, жил по греческим законам, строил дома по-гречески. И у Александра получилось. Каждый амбициозный бизнесмен этого типа мечтает о том, чтобы у него “получилось” так же...
Но эпохи строительства великих цивилизаций заканчиваются. Идея общего уступает место идее частного, для равновесия... И сегодня мы с вами живём как раз в эту, другую эпоху. Она называется “Закат Европы” или постколониализм. В эту эпоху империи не строятся... Они уже разрушены, и мир танцует в ритме “центробежного движения”. В такие эпохи все мечтают лишь о децентрализации, поэтому любая идея “универсализма” воспринимается в штыки! И вот здесь на сцене не может не появиться тренд, занимающийся поиском (и опять-таки – созданием!) узких-преузких ниш.
Давайте посмотрим на несколько примеров того, как же бизнесмены выдумывают эти самые узкие ниши и как замечают интересные и мало кем охваченные целевые аудитории.
Итальянский банк Extrabanca, что располагается в Милане, предлагает полный спектр банковских услуг для иммигрантов. По статистике в Италии живет более 4-х миллионов иностранных граждан, причем четверть из них проживает в Милане. Поэтому не удивительно, что первый филиал этого крупнейшего итальянского банка, предоставляющего услуги для иммигрантов, открылся именно в этом городе.
Ещё один узконишевый продукт – кредитные карты для иммигрантов Newcomers MasterCard с залоговым депозитом в 75 долларов и бесплатным кредитным отчетом в конце года.
В Бельгии и Нидерландах открылись уникальные отели под названием Heartbreak Hotel или “Отели разбитых сердец”. Услуги, предоставляемые отелями, уникальны в своём роде: постояльцами данных отелей являются исключительно супруги, которые решили расторгнуть свой брак. Отели Heartbreak Hotel располагаются на территории бывших пятизвездочных отелей и предлагают ряд услуг, направленных на осуществление быстрого развода в течение одного уикенда – в течение 48 часов!
Пока бывшие супруги отдыхают, расслабляются и восстанавливают силы, персонал отеля делает всё необходимое, чтобы развод состоялся как можно быстрее. Специально подготовленные кадры занимаются оформлением документов, после чего все бумаги передаются в суд. Подобные отели нацелены на то, чтобы бракоразводные процессы проходили как можно более мягче и безболезненнее для пары. Стоимость пребывания в отеле разбитых сердец за двое суток составляет 25 тысяч долларов. Много? Но если подсчитать, сколько средств у среднего класса, располагающего таки какой-то собственостью, “съедают” адвокаты, то цена получится примерно такой же, плюс к этому пара получает реальную возможность сменить (простите за грубое слово) обрыдшую обстановку своего дома на обстановку “пяти звёзд” и не нервничать – об этом позаботится персонал, отвечающий за психотерапевтические и спа-услуги.
“А вот кому гражданство американское!”
Познакомьтесь: ещё один необычный узконишевый отель.
Есть такая категория беременных женщин, которые намеренно выезжают “погулять” на крайних сроках беременности, в частности в США, с одной единственной целью – получить иностранное гражданство для своего ребенка. Ведь по законам США ребенок, родившийся на территории страны, автоматически получает американское гражданство! Туризм с целью получения гражданства в США набирает обороты.
Одним из таких отелей, который зарабатывает на не только беременных, но и продуманных девушках, является турецкий отель для беременных туристок в Нью-Йорке – Marmara Manhattan. Этот отель предлагает повышенный сервис для беременных, который предполагает размещение в одноместном номере с уголком для младенца, трансфер из аэропорта и особенный подарок-бонус для мамы. Средний чек одного клиента составляет USD 45,000.
Сумма расходов выглядит вполне внушительной, даже по американским меркам. Но представители отеля Marmara Manhattan уверены, что это достойная цена за американское гражданство и возможность беспрепятственного въезда в страну.
Обычно сегментация целевой аудитории происходит по половому, возрастному признаку или уровню доходов. Но очень редко компании производят услуги или продукты с учетом известной классификации людей на «сов» и «жаворонков», делящей нас на хронотипы в зависимости от периодов суточной активности. Туристическая фирма из Калифорнии Executive Tours решила исправить это недоразумение и предложила своим клиентам новое направление – туры для “сов”! Сама фишка – это организация важнейших экскурсий... во второй половине дня. Смеётесь? А вы попробуйте, (находясь на законном отдыхе!), прийти к месту сбора в 8 часов утра! Если вы – сова, вы меня поймёте... Сову в такое время можно принести куда-нибудь вовремя только на носилках...
От необычных отелей и туристических продуктов перейдём к неожиданной теме – она вас взбодрит, Читатель...
Внимание! Компания под именем “Lamprecht AG” выпустила первые в мире презервативы для подростков “Hotshot”. Новые “подростковые” презервативы имеют намного меньшие размеры в диаметре – 45мм, при стандартной длине 190мм.
(По результатам опроса молодежи в возрасте от 13 до 20 лет, четверть из 12,970 опрошенных заявляет, что стандартные презервативы им слишком велики).
По мнению представителей выпускающей эти презервативы компании, презервативы для подростков – это достаточно эффективный и на сегодняшний день пока единственный способ избежать тяжелых последствий раннего секса...
Для того, чтобы закончить наш разговор на воодушевляющей ноте, перейдем к менее скандальному, но более впечатляющему бизнесу – языковые курсы для визажистов.
The School by MikaOlivia – курсы, которые совмещают два направления: обучают одновременно профессиональному визажу и (при желании) английскому языку.
Курсы ориентированы на профессиональных визажистов, которые работают в бьюти-индустрии, желающих повысить свое мастерство и разнообразить круг общения, общаясь с иностранными коллегами.
Нишевые товары и услуги – это не блажь и не причуда. Это признак здорового общества, которое не стрижёт всех под одну гребёнку, уважая индивидуальные различия.