Усложненный упрощенный режим: как страдают бизнесмены от изменений в УСН с июля
В июле были приняты изменения в Налоговый кодекс, которые должны помочь многим малым и средним предпринимателям перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). В частности, увеличен предельный размер доходов с прежних 15 до 45 млн рублей по итогам работы за девять месяцев, а также вырос с 20 до 60 млн рублей порог доходов, при котором предприятия и индивидуальные предприниматели теряют право на применение УСН. На первый взгляд, изменения положительны, однако не все так однозначно.
Внесенные Федеральными законами от 19 июля 2009 г. N 204-ФЗ и N 201-ФЗ поправки кардинально меняют подход к определению предельных величин доходов, позволяющих применение упрощенной системы налогообложения. Планируется, что нововведения дадут возможность бизнесу активнее применять этот режим налогообложения.
С датами не подгадали
Принятые поправки отменяют индексирование предельных величин доходов на коэффициент-дефлятор. При этом предельный размер дохода по итогам девяти месяцев, дающий право перейти на упрощенную систему налогообложения, установлен в размере 45 млн рублей, а предельный годовой размер доходов, позволяющий ее применять в течение года, - 60 млн рублей. "Эти изменения дают возможность, с одной стороны, стимулировать малый и средний бизнес развиваться, создавать новые рабочие места. С другой - это стремление государства не допустить скатывания бизнеса к различным незаконным (серым и черным) схемам, связанным с уклонением от уплаты налогов", - полагает Антон Сляднев, к.ю.н., руководитель отдела налогового права и консалтинга компании "Интелис".
Несмотря на благие цели, нововведения вызовут много споров об их применении в 2009 году. "В соответствии с Законом N 204-ФЗ нормы, устанавливающие новый предельный размер доходов, дающий право перейти на УСН, и приостанавливающие применение коэффициента-дефлятора, вступают в силу со дня официального опубликования закона. А норма, устанавливающая предельный размер доходов для потери права на ее применение, - с 2010 года", - говорит Елена Макаренко, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор.
Внимательный налогоплательщик заметит несогласованность измененных норм главы 26.2 УСН, которая наверняка спровоцирует новый виток судебных разбирательств. "С 22 июля 2009 г. приостановлено действие положения о применении коэффициента-дефлятора, что в буквальном прочтении означает на период с 22 июля до 1 января 2010 г. (начало действия лимита в 60 млн) неправомерность его применения для исчисления предельной суммы доходов, обуславливающей утрату права применять УСН", - отмечает Елена Потемина, заместитель руководителя департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит".
По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Однако для законов, которые улучшают положение налогоплательщиков, статьей 5 Налогового кодекса предусмотрено отступление от этого правила: такие акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Поправки нацелены на создание благоприятных налоговых условий для развития малого бизнеса и увеличение числа малых предприятий, желающих либо уже имеющих возможность применять УСН. "В таком случае уже со дня официального опубликования этих законов должен действовать новый предельный размер доходов налогоплательщика, ограничивающий право перехода на упрощенную систему налогообложения, и должно быть приостановлено применение коэффициентов-дефляторов. Однако кажущиеся на первый взгляд благоприятными для малого бизнеса нововведения на деле ограничивают уже имевшиеся возможности применения этого спецрежима в будущем", - констатирует Елена Макаренко.
Старые новые значения
В случае отмены коэффициентов-дефляторов в 2009 году предельный размер доходов, позволяющий применять УСН в этом году, снижается до 20 млн рублей, ведь новый предел (60 млн) установлен только с 2010 года. "Для оценки последствий такого изменения вспомним постановление Президиума ВАС РФ от 12 мая 2009 г. N 12010/08. В нем суд указал, что НК предусматривает индексирование установленных в целях применения УСН предельных размеров доходов не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее", - указывает Елена Макаренко. Это означает, что предельный размер доходов, ограничивающий применение упрощенной системы налогообложения в 2009 году, должен составлять 57,904103 млн рублей, а предельный размер доходов по итогам 9 месяцев 2009 года, позволяющий перейти на эту систему налогообложения в 2010 году, - 43,428077 млн рублей. Данную позицию ВАС РФ приняли к сведению и налоговые органы (письмо ФНС от 3 июля 2009 г. N ШС-22-3/539@).
Поскольку предприниматели ранее ориентировались на гораздо меньшие пороговые значения (в 2009 году - 30,760 млн руб. - по итогам года и 23,070 млн руб. - по итогам 9 месяцев), то УСН действительно стала более привлекательной для малого бизнеса. Однако российский налогоплательщик привык оценивать не только уменьшение размера налогового обязательства, но и сопутствующие неудобства при смене привычного режима налогообложения: недостаточная осведомленность, внутренние организационные изменения. "Подробные и понятные практические рекомендации были бы хорошим подспорьем налогоплательщикам (особенно индивидуальным предпринимателям), заинтересовавшимся иными режимами налогообложения и желающим сравнить и заранее подготовиться к работе в новых условиях", - убеждена Елена Потемина.
Благими намерениями
Аналитики уверены: новое законодательство не окажет большого влияния на малый и средний бизнес. "Многие предприятия, которые готовы были применять упрощенную систему налогообложения, не использовали такую возможность в силу двух основных причин. Во-первых, боязни того, что к концу года организация превысит установленный максимум по величине выручки и придется переходить на общий режим налогообложения, что связано с трудоемкой процедурой перерасчета своих налоговых обязательств. Во-вторых, для многих организаций переход на УСН означал потерю конкурентоспособности в случае, если их покупатели (например - торговые сети) применяют общий режим налогообложения. Компании на УСН работают без НДС, а следовательно, покупатель их товара не может воспользоваться правом на применение налогового вычета по НДС", - говорит Антон Сляднев. В итоге применение УСН скорее всего будет более активно, но в определенных отраслях или в сферах экономики нововведения государства все равно не приведут к желаемому эффекту в виде существенного увеличения количества предприятий, применяющих УСН.
Кроме того, нормы июльских законов ставят под удар предпринимателей, уже применяющих эту систему налогообложения. Ведь применение в 2009 году неиндексированного предельного размера доходов приведет таких предпринимателей, ориентирующихся на старые пределы, к утере права на применение УСН. При этом НК предусматривает возможность возврата на УСН не ранее чем через один год после того, как налогоплательщик утратил право на ее применение. "Выход - руководствуясь ст. 5 НК, применять в 2009 году старые нормы предельного размера доходов, предоставляющих возможность применения этой системы налогообложения (без учета внесенных изменений, но с учетом позиции ВАС РФ). При этом нужно помнить о возможности возникновения налоговых споров по вопросу применения такого предела", - советует Елена Макаренко. "Общее впечатление от снижения лимитов для УСН такое: намерения благие, но неразбериха в отношении практического применения заметно снижает положительный эффект. Да и результат от увеличения предельной суммы выручки, позволяющей переходить или оставаться на УСН, заметно меняется в зависимости от степени "просвещенности" налогоплательщика", - заявляет Елена Потемина.
Внесенные июльскими законами изменения - временная мера. В 2013 году предельные размеры для применения УСН в соответствии с принятыми поправками предполагается вернуть к уровню 2009 года, то есть уменьшить приблизительно на 2 млн рублей. Прогнозировать сейчас, в условиях кризиса и роста инфляции, состоится ли реально возврат к старым нормам или нет, нельзя. Однако если законодатели будут заинтересованы в поддержке малого бизнеса, им еще не раз придется пересмотреть эту норму.
<script> __hs_site='finiz'; __hs_search_prefix='/search.html?query='; //__hs_div='hypersearch'; // подсвечиваться будут слова внутри DIV с таким именем __hs_anchor_style="color: #00746B;"; // цвет ссылки на поиск //__hs_max_highlights=8; // максимальное число подсветок в документе //__hs_max_singleword_highlights=3; // максимальное число подсветок одного слова //__hs_title_prefix='Искать в архиве: "'; //__hs_title_suffix='"'; </script>
<script type="text/javascript"> var begunhyper_auto_colors = new Array(); begun_hyper_a_color = "#00CC00"; begun_underline_color = "#00CC00"; begunhyper_auto_pad = 50270097; // идентификатор площадки (Эту цифру вы получаете от Бегуна) begunhyper_auto_colors[0]='#00CC00'; // цвет ссылки объявлений begunhyper_auto_colors[1]='#000000'; // цвет текста объявления begunhyper_auto_colors[2]='#CCCCCC'; // цвет домена объявления begunhyper_auto_colors[3]='#FFFFE0'; // цвет фона блока объявлений begun_hyper_limit=1; </script>
<script src="http://autocontext.begun.ru/hypertext.js"></script>