О механизме работы бизнес-инкубаторов
Источники финансирования бизнес-инкубаторов: бесплатные деньги местных властей + попытки выжить за счет собственных ресурсов
Свои публикации я хотел бы посвятить столь важной теме, как определение источников финансирования подобных организаций.
Здесь нужно сразу вернуться к тому, что бизнес-инкубатор – это инфраструктурное предприятие, которое призвано поддерживать бизнес в самом начале его пути. Так что бизнес-инкубатор по определению должен работать не на собственную прибыль, а на рост доходов «подопечных» компаний. То есть, задача любого бизнес-инкубатора – помогать другим, даже если этот ведет к его собственным затратам.
В связи с этим, выглядит вполне закономерным то, что практически все бизнес-инкубаторы в России либо являются убыточными, либо находятся в постоянном поиске способов поддерживать свое положение в точке безубыточности — поскольку бизнес-инкубатору необходимо содержать команду собственного менеджмента, иметь возможность оплачивать услуги сторонних специалистов и т.д.
Но при этом на арендаторах своих площадей — самих стартаперах, непосредственно резидентах, — инкубаторы зарабатывать не могут, потому что это противоречит самой концепции их работы.
Как в этих условиях инкубатору выживать?
Сегодня я хотел бы поговорить о наиболее стандартных схемах, с помощью которых предприятия выходят из столь сложной ситуации.
Наиболее часто инкубаторы финансируются за счет средств местных органов власти. Администрация региона предоставляет организациям безвозмездные субсидии – иногда на конкурсной основе, иногда позволяя инкубатору не предпринимать дополнительных усилий для привлечения грантов. Зачастую, к тому же, местная администрация является непосредственно учредителем регионального бизнес-инкубатора – в этом случае, он получает возможность содержать хорошую команду и одновременно помогать начинающему бизнесу, не «пережимая» при этом своих резидентов в плане предоставления льгот в неполном объеме.
Меньше распространены ситуации, когда бизнес-инкубаторам удается зарабатывать на предоставлении инноваторам собственных услуг. Дело в том, что инкубатор в своей деятельности всегда руководствуется утвержденным и зафиксированным реестром услуг, которые должна предоставлять любая организация такого типа компаниям на льготных условиях.
Исходя из этого, инкубатор может, не прекращая оказывать помощь в заранее оговоренном формате, расширять спектр своих мер по поддержке стартаперов. Скажем, для любого бизнес-инкубатора является обязательным организовать не менее трех встреч молодых предпринимателей с юристом. Но если для участников проекта этих консультаций оказывается недостаточно (допустим, резиденты ведут переговоры с инвестором об их доли в будущей компании или, например, работают над заявкой для получения международного патента), — инкубатор может привлечь стороннего юриста (это будет уже не штатный специалист) и, в формате обыкновенной коммерческой услуги, позволить инноваторам провести дополнительную беседу с экспертом.
При этом инкубатор работает по такой схеме, организуя и маркетинговые консультации, и встречи со специалистами по патентованию, и мастер-классы от «гуру» инновационного бизнеса. В конечном итоге, весь этот спектр услуг и формирует прибыль бизнес-инкубатора.
Таким образом, инкубатор может зарабатывать на своих резидентах, действуя при этом в их же интересах. Реже инкубаторы помогают компаниям, не находящимся на их территории, но также нуждающимся в подробных консультационных услугах – учитывая то, что у инкубатора уже сформирован пул фирм, с которыми он взаимодействует на более выгодных для себя условиях, он может предложить любым предприятиям свое посредничество и позволить не переплачивать и им.
06/06/2012