Как купить предприятие, находящиеся в процессе банкротства, и оказаться в выгоде?
Продажа предприятия-должника представляет большой интерес для покупателя. В рамках данной процедуры возможно приобретение предприятия, свободного от долговых обязательств и готового приносить прибыль новому хозяину.
В настоящее время в Российской Федерации приобретение инвесторами предприятий и имущественных прав на них осуществляется различными путями.
Среди них можно выделить следующие:
приобретение предприятия непосредственно как имущественно-хозяйственного комплекса, включающего недвижимое имущество (производственные и административные помещения, цеха и т.п.), машины и оборудование, станки, сырье и материалы, готовую продукцию и т.д.;
приобретение пакета акций, эмитированных предприятием, и, следовательно, обязательственных прав, которые обеспечены такими акциями.
Какой путь наиболее приемлем для инвестора - это вопрос конкретной экономической и правовой ситуации для данного предприятия. В целом, и в том, и в другом случаях инвестор получает возможность контролировать деятельность предприятия, выпуск продукции, а также принимать решения, способные в корне менять направление развития конкретного завода, фабрики и т.п.
Процесс банкротства предполагаемого объекта инвестирования не должен являться причиной отказа от инвестиций. Ведь правильное проведение процедуры внешнего управления, а также конкурсного производства дает возможность потенциальному покупателю приобрести предприятие "чистым" в правовом и финансовом отношении, то есть свободным от долговых обязательств перед кредиторами, имеющим статус нового юридического лица, но сохранившим производственные мощности, всю инфраструктуру, а также готовым к выпуску продукции или любому другому использованию.
Закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 6-ФЗ от 08.01.98 г. (далее Закон) предусматривает следующие процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (ст.23).
С точки зрения приобретения предприятий наибольший интерес представляют две процедуры: внешнее управление и (или) конкурсное производство.
Вообще на всех этапах процедуры банкротства значительное место принадлежит арбитражному управляющему. Арбитражный управляющий должен соответствовать требованиям ст. 19 Закона: быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, обладать специальными знаниями и не являться заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов, быть зарегистрированным как минимум в одном арбитражном суде, а также иметь лицензию, выдаваемую государственным органом РФ по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. На практике арбитражные суды требуют от кандидатов в арбитражные управляющие представления следующих документов: копия диплома о высшем образовании, копия трудовой книжки, справка, подтверждающая отсутствие судимостей, декларация о доходах, справка об имущественном положении, свидетельство об аттестации в Федеральной службе по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФСДН) и, конечно, паспорт. Кроме того, кандидат в арбитражные управляющие должен представить в суд письменное согласие с указанием размера предлагаемого вознаграждения. Лицензирование деятельности по антикризисному управлению вводится с 1 марта 1999 г.
С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом вводится наблюдение. На этот период контроль над всей деятельностью предприятия осуществляет временный управляющий, который назначается судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами или зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.
На заключительном этапе наблюдения временный управляющий организует проведение первого собрания кредиторов, где решается вопрос о введении внешнего управления, утверждается кандидатура внешнего управляющего, определяется срок проведения внешнего управления.
Согласно п. 3 ст. 12 Закона кредиторы обладают на собрании числом голосов, пропорциональным сумме своих требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам. Поэтому временный управляющий устанавливает кредиторов, перед которыми имеется задолженность, подтвержденная решениями суда либо самим должником (акт сверки).
Эти кредиторы и будут решать вопрос о возможности восстановления платежеспособности должника или об открытии конкурсного производства.
Внешнее управление (гл. V Закона) вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов или в предусмотренных Законом случаях, непосредственно судом.
На собрании кредиторов необходимо аргументированно доказать обоснованность введения внешнего управления имуществом должника. Например, часто бывает так, что задолженность предприятия составляет значительно большую сумму, чем та, которую можно получить от продажи имущества должника с торгов. Или задолженность перед бюджетом составляет сумму, равную продажной стоимости предприятия либо соизмеримую с ней. В этом случае остальные конкурсные кредиторы рискуют ничего не получить от продажи имущества предприятия "с молотка" либо получить мизерные суммы. Данную ситуацию следует объяснить кредиторам на первом собрании и рекомендовать ввести внешнее управление имуществом должника.
Инициатору введения внешнего управления следует к первому собранию кредиторов подготовить аргументированное Технико-экономическое обоснование (ТЭО) финансового оздоровления должника, которое должно содержать четкую и достаточно реальную концепцию восстановления платежеспособности предприятия. Желательно также к первому собранию кредиторов получить по ТЭО положительное заключение от ФСДН либо получить такое заключение от другой авторитетной организации.
Кандидатура внешнего управляющего может быть предложена собранию любым из конкурсных кредиторов, налоговым или иным уполномоченным органом, должником или собственником имущества должника - унитарного предприятия.
На время проведения внешнего управления, согласно ст. 70 Закона, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов должника.
В течение 2 месяцев с момента введения арбитражным судом процедуры внешнего управления собрание кредиторов утверждает план внешнего управления, представляемый внешним управляющим.
В соответствии со ст. 86 Закона план внешнего управления может предусматривать такое мероприятие по восстановлению платежеспособности должника, как продажа предприятия (бизнеса) должника. Продажа предприятия предполагает отчуждение всех видов имущества должника, предназначенного для предпринимательской деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, кроме прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
В случае, если интеллектуальная собственность внесена в качестве вклада одним из учредителей, то вопрос о продаже этой собственности должен решаться отдельно, так как многие подобные права относятся к исключительным.
В случае, когда основной вид деятельности должника осуществляется только на основании разрешения (лицензии), покупатель предприятия приобретает преимущественное право на получение указанного разрешения (лицензии).
Если продажа предприятия осуществляется в рамках процедуры внешнего управления, то денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия.
При продаже предприятия все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.
Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.
Торги должны проводиться в форме аукциона или конкурса. Проведение конкурса возможно только при наличии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Условия конкурса подлежат одобрению комитетом кредиторов или собранием кредиторов. При проведении торгов арбитражному управляющему необходимо руководствоваться положениями Закона, а также статьями 448 и 449 ГК РФ.
Именно процедура продажи предприятия (бизнеса) должника представляет наибольший интерес для покупателя (инвестора). В рамках данной процедуры возможно приобретение всего предприятия, но свободного от долговых обязательств и готового приносить покупателю прибыль.
В то же время кредиторы предприятия получают удовлетворение своих требований за счет денежных средств, полученных в результате продажи бизнеса (предприятия) должника. Следовательно, данная процедура выгодна и кредиторам, и работникам должника, и инвестору.
Кроме того, внешний управляющий имеет право без согласия собрания или комитета кредиторов распоряжаться имуществом должника, балансовая стоимость которого не превышает 20 процентов балансовой стоимости активов должника на момент заключения сделки (ст. 76 Закона).
Статистика показывает, что в странах, где законодательство о банкротстве более всего соответствует интересам должника (США, Франция), процент спасения бизнеса достаточно низок (7-10 %). Однако более жесткое, по отношению к должнику, английское законодательство с помощью специальных процедур, позволяющих независимому управляющему продавать бизнес обанкротившихся предприятий (receivership, administration), повышает уровень спасения предприятия (бизнеса) должника до 50 %.
Для грамотного проведения внешнего управления необходимо правильно выполнить некоторые условия и осуществить ряд мероприятий, начиная от момента возбуждения процесса банкротства и заканчивая непосредственно торгами.
В частности, иногда бухгалтерия предприятий находится в неудовлетворительном состоянии, балансы не сдаются, имеются нарушения в делопроизводстве. А для выявления кредиторов и проведения других мероприятий необходимо иметь работающую бухгалтерию.
Реестры акционеров часто ведутся с нарушением требований законодательства, что затрудняет проведение общих собраний акционеров. Поэтому иногда необходимо произвести восстановление информации в реестре акционеров, возможно путем передачи его ведения специализированному регистратору. Проведение общего собрания акционеров позволяет оформить учредительные документы предприятий в соответствии с законодательством, а также осуществить кадровые перестановки в руководстве.
Для выявления имущества предприятия, определения его стоимости внешний управляющий имеет право провести инвентаризацию.
Арбитражный управляющий проводит работу по выявлению кредиторов, а также дебиторов и взысканию дебиторской задолженности.
Все перечисленные выше мероприятия, естественно, не могут быть выполнены в полном объеме одним человеком. Поэтому внешний управляющий имеет право привлекать для работы специалистов на условиях трудовых соглашений и договоров подряда.
Иногда должник, предполагая скорое возбуждение процесса банкротства, стремится продать свое имущество заранее. Однако, согласно ст. 78 Закона, сделка должника, в том числе совершенная им до момента введения внешнего управления, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. Поэтому инвестору не следует слепо идти на совершение подобной сомнительной сделки.
В случае, если внешнее управление не увенчалось успехом, или если оно вообще не было введено арбитражным судом, предприятие-должник признается банкротом.
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства. Такое решение может быть принято на основании протокола собрания кредиторов, а также при не достижении целей внешнего управления либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
В результате конкурсного производства выявленное конкурсным управляющим имущество должника продается с торгов. Полученные таким образом средства идут на погашение задолженности в соответствии с очередностью, установленной в статьях 106-111 Закона.
Назначение конкурсного управляющего производится судом в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего.
Состав действий конкурсного управляющего во многом идентичен действиям внешнего управляющего. Поэтому нет необходимости подробно рассматривать этот вопрос в настоящей статье.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. Порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном статьей 86 Закона, то есть так же, как и при внешнем управлении.
В процедуре конкурсного производства именно торги представляют для инвестора наибольший интерес. В этом случае покупатель также получает свободное от долгов и работоспособное предприятие.
В целом, хотелось бы отметить, что развитие законодательства о банкротстве ведет к развитию нового для России вида бизнеса - отчуждения (продажи) предприятий путем проведения процедуры банкротства и антикризисного управления.
Таким родом бизнеса, видимо, будут заниматься организации и "команды" антикризисных управляющих. Эти люди должны обладать специальными знаниями, быть профессиональными экономистами, юристами, менеджерами по антикризисному управлению.
Работа подобных организаций предусматривает выявление возможного объекта продажи (инвестирования), оздоровление финансовой ситуации на предприятии, проведение инвентаризации, введение на предприятии внешнего управления либо возбуждение конкурсного производства и, наконец, продажу предприятия инвестору путем проведения торгов или конкурса.
Сейчас деятельность организаций и физических лиц по антикризисному управлению находится в стадии формирования. Однако широкие перспективы ее осуществления позволяют восстановить производство на предприятии, сохранить рабочие места, удовлетворить требования кредиторов, а инвесторам дают возможность выгодно вложить средства.
Остается только пожелать специалистам проявить себя в новом деле, не бояться вносить новое в процесс антикризисного управления, создавать свои методики, ноу-хау, а в результате максимально реализовать свои возможности на рынке.