Кризис повысил инвестиционную привлекательность успешного бизнеса
В какой бы кризисной ситуации ни находился рынок, самую высокую ликвидность сохраняют компании, от продуктов и услуг которых человек не может отказаться. Как повлиял кризис на рынок готового бизнеса?
Михаил ЛУКЬЯНОВ, генеральный директор компании «СКАНИЯ инвест». В начале осени, когда кризис в России только начинал набирать обороты, резко увеличились продажи бизнесов в ценовой категории до 3 млн. руб. В большинстве случаев это было связано с желанием людей скорее избавиться от наличных денег и вложить их во что-то более материальное. Ближе к новому году спрос резко снизился: все, кто действительно хотели срочно приобрести готовый бизнес, уже это сделали, а остальные потенциальные покупатели выбрали выжидательную позицию в расчете, что вслед за падением цен на недвижимость стоимость бизнеса в скором времени тоже может опуститься. Но это два абсолютно разных рынка. Основной ценовой определяющей стоимости бизнеса являются материальные активы компании и ее оборот, а эти критерии мало зависят от искусственно созданного ажиотажа на рынке недвижимости. С наступлением 2009 года активность на рынке значительно возросла. Поступает множество заявок как на продажу, так и с предложениями о покупке.
Евгений ДИТКОВСКИЙ, генеральный директор компании «Магазин готового бизнеса – Deloshop». 1. Предложений на продажу стало больше. Увеличилась доля предложений, где продажа обусловлена необходимостью возврата кредитов банку.
2. Покупателей стало меньше. Точнее, покупатели склонны откладывать принятие решений о покупке на попозже, ожидая, что цены опустятся еще ниже.
3. Люди стали более гибкими в вариантах. Например, одной из тенденций является переход от покупок за деньги к слияниям либо расчету с продавцами долями или акциями компании-покупателя.
4. Любопытно поведение банков. Некоторые из них вполне при деньгах, причем нуждаются в их размещении, поэтому начинают агрессивно искать надежных заемщиков. Если раньше кредитование под покупку бизнеса рассматривалось банком по нашей инициативе (т.е. выходило за рамки привычных форм кредитования), то теперь банки сами обращаются к нам с предложением сформировать программу кредитования покупки бизнеса.
Алексей МИРОНОВ, генеральный директор агентства бизнеса «ВАША ФИРМА». С одной стороны, кризис повысил привлекательность приобретения успешного и прибыльного бизнеса как способа выгодного вложения средств. С другой стороны, уменьшил стоимость неприбыльных или малоприбыльных компаний. Это произошло из-за того, что прибыльных компаний стало меньше, а убыточных больше. Поэтому субъективная стоимость прибыльных компаний в условиях кризиса выросла.
Что сейчас пользуется спросом несмотря на кризис?
Михаил ЛУКЬЯНОВ, «СКАНИЯ инвест». Как и в докризисное время, наибольшим спросом пользуются предприятия сферы услуг и небольшие торговые предприятия. Из них можно выделить салоны красоты, туристические агентства, аптеки, автомойки. Все это технологически несложный бизнес, наиболее понятный любому человеку, имеющему небольшие накопления, желание работать и приумножать свой капитал. К тому же малый бизнес является и очень ликвидным. Стоимость таких предприятий год от года будет только увеличиваться. Многие инвесторы покупают готовый бизнес с целью последующей его перепродажи.
Евгений ДИТКОВСКИЙ, «Магазин готового бизнеса – Deloshop». За короткое время увеличилось количество желающих приобрести медицинский бизнес. Причина: он менее чувствителен к кризису и менее капиталоемкий. В целом известные инвестиционные компании позиционируют бизнес как раз в этих координатах: «чувствительность к снижению потребительского спроса» и «капиталоемкость». Минимальные значения этих двух показателей означают более высокую привлекательность бизнеса в глазах покупателей.
Алексей МИРОНОВ, агентство бизнеса «ВАША ФИРМА». Пользуется спросом бизнес в сфере розничной торговли и сфере услуг стоимостью до 400 000 долларов США. Хороший интерес к бизнесам с недвижимостью в собственности общей стоимостью до 1 000 000 долларов США. Субъективная стоимость свободных денег выросла, поэтому вложения делаются либо в предприятия массового потребительского сектора, либо в бизнес, основную стоимость которого составляет коммерческая недвижимость в собственности, что позволяет снизить риски.
Жанна ЧЕРТОК, продажа бизнеса «Аванта Бизнес Групп». Начало 2009 года уже порадовало нас активностью покупателей – увеличилось количество обращений и просмотров продаваемых бизнесов. Клиенты, до нового года сомневавшиеся в покупке и сфере вложения своих средств, подтвердили намерения в приобретении бизнеса. Крупные игроки ориентируются на алкогольный бизнес, продуктовые магазины и сельское хозяйство. Среди объектов малого бизнеса пользуются спросом медицинские клиники и компании сферы услуг. На рынке готового бизнеса сейчас ликвидны те компании, от продуктов и услуг которых человек просто не может отказаться, в какой бы кризисной ситуации ни находился мировой рынок.