Спрос на готовый бизнес активен круглый год
Стоимость готового бизнеса зависит от окупаемости, средний срок которой около двух лет. Среди лидеров продаж – аптеки, автосервисы, предприятия общественного питания и турфирмы.
Какой готовый бизнес в Москве сегодня можно купить на $50 тыс. и какой – на миллион?
Наталья ТУШЕВСКАЯ, исполнительный директор ООО «Магазин Инвестиций»: До $50 тыс. можно купить небольшое турагентство или рекламное/кадровое агентс-тво с прибылью от $1–4 тыс. в месяц. До $100 тыс. – аптеку, магазин, салон красоты с прибылью от $3 до 6 тыс. До $300 тыс. и выше – успешные бизнесы из сферы сервиса и услуг, опять же аптеки, рестораны, производственные предприятия.
Минимальный срок окупаемости, как правило, составляет 1,5–2 года. По принципу окупаемости и оценивается бизнес.
Дмитрий ШИШКИН, генеральный директор, «Банк готового бизнеса»: В сегменте до
$1 млн сейчас существует большой выбор готовых бизнесов различных секторов рынка. Имея намерение вложить сумму до $500 тыс., стоит обратить внимание на продуктовые супермаркеты, небольшие аптечные сети, общественное питание.
Для примера можно привести известный ресторан, проданный нашей компанией весной этого года, стоимостью $380 тыс., имеющий чистую прибыль $15 тыс. в месяц и окупаемость 25 месяцев.
При сумме инвестиций $1 млн целесообразно рассматривать компании в сфере автобизнеса, производства, оптовой торговли. Наша компания продала немало автосервисов стоимостью от $500 тыс. до $1 млн. Такие компании имеют примерно одинаковые показатели: в основном это долгосрочная (на срок 3–10 лет) аренда помещений общей площадью 600–1500 кв.м, с чистой прибылью в $25–40 тыс.
Можно найти удачные варианты и в других сегментах готового бизнеса. В прошлом году наша компания продала высшее учебное заведение крупнейшей корпоративной структуре. В тот момент ВУЗ выживал на грани самоокупаемости, а сейчас это полноценный корпоративный институт.
В среднем при заданном ценовом диапазоне стоит рассчитывать на окупаемость около двух-трех лет.
Что покупают сегодня?
Дмитрий ШИШКИН: Сегодня много запросов на предприятия производственного характера, автобизнес, ритейл, общепит. Лидеры продаж в нашей компании – супермаркеты, кафе и автосервисы.
Спрос на автобизнес – сервисы, мойки, салоны – активен круглый год. Эта тенденция легко объяснима: стабильный прирост автотранспорта и соответственно рост спроса на обслуживание автомобилей.
Не менее интересным направлением в данной ценовой категории являются производства. В категории до $1 млн можно найти полноценные действующие предприятия с поставленным сбытом и стабильной прибылью до $50 тыс. Причем речь идет не только о предприятиях московского региона, для которых характерны высокая арендная плата, жесткие экологические требования, дороговизна труда, но и о региональном бизнесе.
Наталья ТУШЕВСКАЯ: Востребованы аптеки, салоны красоты, турфирмы, а также предприятия сферы услуг. Меньшим спросом пользуются производства, магазины.
Скорее всего, популярность зависит от восприятия бизнеса рядовым инвестором (красивый/некрасивый, понятный/непонятный), простоты управления и контроля бизнеса, легкости проверки заявленной о компании информации.
Что сегодня продают наиболее активно?
Наталья ТУШЕВСКАЯ: Активнее продается то, на что больший спрос: аптеки, турфирмы, рестораны, компании сферы услуг. Однако на рынке больше производственных предприятий, особенно в регионах.
Дмитрий ШИШКИН: Изменение структуры предложения зависит, в частности, от изменений в законодательстве. Так, например, несколько лет назад произошел скачок предложений салонов игровых автоматов. В данный момент наблюдается схожая ситуация в отношении вендинговых сетей.
В целом отмечается устойчивое развитие рынка купли-продажи готового бизнеса. Мы наблюдаем улучшение качества предприятий и рост спроса на них. Большинство компаний продается по причинам, не связанным с уровнем их доходности.
Окончательно сформировался бизнес, основанный на покупке недооцененных или проблемных готовых предприятий, выведении их на уровень прибыльности и дальнейшей перепродаже. Среди наших клиентов немало таких предпринимателей. Причем далеко не всегда это их единственная деятельность. В большинстве случаев владелец предприятия настолько профессионален в своем основном бизнесе, что для него не составляет трудностей параллельно зарабатывать на перепродаже.
Читайте другие материалы рубрики "Выбор варианта старта, 3 вариант - Приобретение готового бизнеса "