Закон 54-ФЗ и страхование: нужны ли кассовые аппараты страховым агентам?
В июле 2017 г. были приняты изменения в Федеральный Закон о применении контрольно- кассовой техники 54-ФЗ, в рамках которых страховые агенты попали в категорию лиц, обязуемых проводить операции с использованием кассовых аппаратов. По мнению страхового сообщества, ведение данного требования приведет к неоправданным и неподъемным финансовым потерям для крупнейших игроков рынка.
Страховой агент и его место на рынке
Под страховым агентом подразумевается лицо (чаще физическое), занимающееся заключением договоров страхования и/или продажей страховых полисов от имени и по поручению страховой компании. В задачи агента входит поиски клиентов, оформление документов, инкассация страховых премий, реже — выплата страхового возмещения.
Принято различать страховых агентов связанных, представляющих одну страховую компанию, и независимых, представляющих одновременно несколько страховых компаний.
Взаимоотношение между страховой компанией и агентом регулируются контрактом, в котором содержатся права и обязанности сторон.
Что меняет новая редакция закона
Закон 54-ФЗ в новой редакции, который должен вступить в силу 1 июля 2018 г., отменяет действующее на данный момент право страховых агентов пользоваться при приеме страховых премий от физических лиц бумажными бланками строгой отчетности как альтернативой использованию кассовых аппаратов (форма №A-7, утвержденная в 2006 г. Приказом Минфина РФ).
Теперь страховым агентам предписано при оформлении полисов «в полевых условиях» перейти на использование кассовых аппаратов. Эксперты страхового рынка уверены, что знак равенства между страховыми агентами и прочими профессиональными продавцами — это ошибка, допущенная по недосмотру.
Впрочем, инициатива эта исходила от российских налоговиков, и на сегодняшний день Всероссийский союз страховщиков (ВСС) информацией о дальнейшей судьбе инициативы не располагает.
Читайте также: Выплата страховки не требует использования ККТ
Опасения страховщиков
Еще до принятия поправок (в мае 2017 г.) ВСС направил соответствующие обращения в Банк России, в Минфин и Минэкономразвития: в страховом сообществе считают, что реализация законодательного требования может парализовать работу страховых компаний, имеющих разветвленные агентские сети.
Пример простого расчета дополнительных затрат
В зоне повышенной опасности — ведущие игроки рынка. Так, на компанию «Росгосстрах» работают 65 тысяч агентов. При средней цене кассового аппарата порядка 30 тыс. руб. дополнительные затраты данного страховщика составят 1,95 млрд. руб. — и это без учета расходов собственно внедрение новации (включая обучение тысяч агентов) и на техническое обслуживание и ремонт аппаратов!
В центре аналитики «Интерфакс-ЦЭА» также отмечают: реальную проблему составляет даже собственно единовременная закупка таких партий кассовой техники.
Очевидно, что «Росгосстрах», страдающий от внушительных убытков по ОСАГО и находящийся в стадии проведения процедуры санации, покупать технику за свой счет не станет. Может быть, страховые агенты готовы взять это бремя на себя?
О целесообразности приобретения кассового аппарата агентом
Страховые агенты в России — это, как правило, люди разных профессий, работающие на страховые компании по совместительству. Зачастую годовой объем их продаж составляет до 30-ти полисов, при этом они добросовестно ведут договоры по своему небольшому кругу клиентов. Очевидно, что приобретение кассового аппарата таким агентом финансово не оправдано и не окупаемо.
Важно отметить: большинство российских страховых агентов — это независимые посредники, представляющие продукты разных страховщиков.
Таким образом, агенту потребуется не меньше как передвижная станция кассовых аппаратов, что выводит новацию за грани разумного.
В сухом остатке…
Ключевые опасения в связи с введением в процесс работы страховых агентов кассовых аппаратов сложно назвать необоснованными. К тому же, специалисты профильного рынка утверждают:
Фискальная цель вводимого законом технического новшества не может быть достигнута в виду принципиального отличия налогообложения в страховых компаниях и в реализующих товары торговых точках.
Иначе говоря, с точки зрения исчисления налоговых обязательств страховой компании информация о ее выручке ничтожна, ведь из собранных премий страховщик формирует различные фонды.
А вот на доступности услуг страхования такая новация скажется мгновенно и крайне негативно: не секрет, что значительная часть агентского корпуса работает в отдаленных регионах, поэтому лишенных посреднических услуг клиентов обрекут на дальние поездки за полисами в районные или областные центры.
Снижение объемов страхового бизнеса неизбежно. И уж конечно, никто не подумал об агентах, которые лишатся работы.