Заложите в бизнес-план максимальное количество рисков
О важности стратегического планирования и проектной работе в производственной компании.
Горизонт планирования моей компании сейчас составляет в среднем пять лет. Именно на этот срок принимается общая стратегия развития бизнеса, а более конкретные планы разрабатываются на два-три года вперед. Составная часть стратегии — ежегодный план роста объемов выпускаемой продукции, ведь производственный бизнес в принципе требует долгосрочного планирования. Например, в этом году мы продолжаем все те проекты, что были заложены в прошлом, в том числе и с точки зрения продаж. А отдел стратегического планирования как раз определяет задачи, решением которых мы займемся в 2017-2018 годах. Такая система планирования помогает нам ежедневно принимать важные бизнес-решения в соответствии с выбранной для компании стратегией развития, а также видеть новые эффективные инструменты и проекты с точки зрения прибыли, компетенций, развития рынка. В стратегическом планировании также есть план роста продукции в год.
Стратегические планы мы пересматриваем раз в год, за это время становится очевидной необходимость тех или иных корректировок в планы реализации проектов. Мы готовим бизнес-план по развитию, оцениваем плюсы и минусы, рыночную конъюнктуру и, исходя из этого, вносим поправки. Если планы сильно расходятся с реальностью, то коррективы проводятся достаточно жестко: не жалея режем или добавляем что-то.
Как выглядит система нашего планирования в реальности? На пятилетний срок мы готовим самый большой документ, стратегию — это направление, в котором мы движемся, основные крупные задачи, стоящие перед бизнесом. Операционные планы, как правило, строятся на ближайший квартал и охватывают задачи по финансам и продажам. По сути, это и есть реализация подзадач большого стратегического плана. Дальше эти задачи дробятся на более мелкие, решение которых лежит в рамках конкретных проектов. К каждому такому проекту мы подготавливаем бизнес-план, проводим серьезные расчеты, рыночные исследования. В среднем, в зависимости от сложности, проекты прорабатываются от 3-х до 24-х месяцев, поэтому большинство из них с большой вероятностью в итоге реализуются. Хотя, конечно, случаются сдвиги по срокам.
Бизнес-план – важнейшая составляющая успеха будущего проекта. Желательно сделать этот документ максимально подробным, ведь без него сложно предусмотреть все возможные риски. Получится такая своеобразная бизнес-рулетка, когда вы полагаетесь на авось: повезет — не повезет. Конечно, предусмотреть заранее все невозможно. Мой опыт создания десятка бизнес-планов показывает: реальность всегда отличается от бумажных постулатов. Поэтому документ изначально нужно делать пессимистичным, закладывать различные подушки безопасности: посчитать себестоимость максимальной, а продажи и прибыль заложить самые скромные.
Я вас уверяю, что несколько подушек из тех, что вы заложили, точно сработают. Жизнь — это река, которая постоянно меняется. Но это не повод пускать все на самотек, ведь без расчетов вы не будете понимать: а) где вы в этой реке и б) куда вам плыть. И не сможете вовремя скорректировать свои планы и действия. Поэтому в нашей компании все бизнес-планы считаются максимально подробно, этим даже занимаются отдельные сотрудники. Каждый разработанный бизнес-план затем выводится на инвестиционный комитет, где коллегиально принимаются решения по финансированию и реализации выбранных проектов.
Третий этап — непосредственная работа над проектом и сопутствующие корректировки. Например, бизнес-план учитывал стоимость закупки оборудования в 1 млн руб., но доллар подскочил, станки подорожали, приходится вносить корректировки. Поэтому повторюсь: чем больше подушек безопасности, тем больше шансов на успешную реализацию проекта.
В бизнес-план также важно внести решения по хеджированию рисков. Возьмем тот же пример с закупкой оборудования: сразу следует заложить курс доллара выше, чем текущий.В процессе сделки я советую обязательно использовать опционы, ведь сложные станки покупаются с 30% предоплатой и 70% постоплатой, поскольку срок изготовления самого оборудования достаточно длинный. За это время валютный курс наверняка изменится, поэтому мы заранее договариваемся с банками, по какому курсу будем конвертировать валюту через шесть месяцев или более. Определенные допущения следует закладывать и по срокам: если вам железно обещают уложиться в полгода, вносите в план минимум восемь месяцев на случай непредвиденных обстоятельств.
После подготовки и принятия бизнес-плана разные проектные работы спускаются в определенные отделы компании. План продаж — в отдел реализации: там прописываются цены, уровень маржинальности, каналы распространения. Задачи по производству — в соответствующий отдел, где определяется заказ на закупку оборудования, идут процессы приемки и отладки, а также запуска новых станков. Кроме этого есть несколько человек, которые занимаются бизнес-планированием. После утверждения плана они сопровождают каждый отдел компании, в той или иной степени участвуя в реализации проекта. Например, в прохождении сертификации или при проверке и решении юридических вопросов. Глобально за ходом реализации проекта и выполнением бизнес-плана на всех уровнях и во всех инстанциях внутри компании следят проектные менеджеры.
Лично я не представляю бизнес без планирования, в какой бы отрасли вы не запускались. Прежде чем сделать какое-то дело, нужно нарисовать его образ в голове, то же самое и в бизнесе. Я не понимаю, что можно делать без планирования. Если у вас накоплен большой опыт или вы запускаете маленький производственный проект с небольшим станком, можно накидать на одной страничке условия, запросы, цену, поставки. И то только в случае, когда налажен сбыт, а сама продукция достаточно известна на рынке. Если вы четко все не спланируете, не замотивируете себя и сотрудников, вы попросту не получите желаемого результата.
Автор: Павел Спичаков