Финансовая стратегия в кризис
Определение стратегии развития бизнеса – задача, которую ставят перед собой на 2010 год многие руководители и владельцы компаний.
Основополагающим фактором в этом вопросе является формирование финансовой стратегии компании. Она представляет собой определенный план действий, направленных на управление финансами и их структурированное планирование. Для компаний, работающих в финансовой индустрии, финансы представляют собой продукт для продажи.
В период экономического кризиса, который характеризуется неопределённостью состояния финансового рынка и невозможностью что-либо предсказать с достаточной степенью вероятности, разработать финансовую стратегию непросто. Курсы валют нестабильны, индексы и котировки находятся в состоянии постоянных изменений, фондовый рынок демонстрирует резкую смену событий, то резко падая, то стихийно взлетая. В данных условиях сложно делать прогнозы и что-либо планировать. Но как бы ни складывались события на рынке, вопросам финансовой стратегии необходимо уделять должное внимание, так как от правильно выбранной стратегии зависит только дальнейшее развитие бизнеса, но и его выживание в условиях кризиса
Среди первых шагов, которые должны быть сделаны для создания финансовый стратегии компании, можно выделить тщательный анализ макроэкономических процессов. Необходимо проанализировать и спрогнозировать тенденции развития отечественного и зарубежного финансовых рынков. Я бы рекомендовала в условиях кризиса заложить в финансовую стратегию возможность диверсификации бизнеса, поскольку падение одного сегмента рынка может компенсироваться ростом другого. Например, облигации, несмотря на всю свою консервативность, показывают сегодня незначительный, но стабильный рост. Поэтому компаниям, работающим до кризиса только с акциями, стоит расширить свой инвестиционный портфель за счет включения в него облигаций.
Когда происходит работа над формированием финансовой стратегии, нужно оценить стратегическую ликвидность бизнеса в целом. Необходимо провести оптимизацию заимствования средств. Кроме того, стоит разработать несколько стратегических альтернатив как вложений, так и заимствований, что сделает бизнес более устойчивым к событиям на рынке в период финансового кризиса. Эффективность выработки финансовой стратегии зависит и от степени информированности о том, каким возможностями располагают конкуренты. Конкурентный анализ даёт базу для разработки плана мероприятий, направленных на финансовую устойчивость бизнеса.
Финансовая стратегия включает в себя и анализ перспективы деловых отношений с инвесторами, партнерами и другими контрагентами. Инвестиционные компании должны спланировать возможности своей деятельности и, может быть, пересмотреть ее приоритеты, направив инвестиции в менее доходные, но более стабильные сегменты
В рамках финансовой стратегии необходимо предусмотреть развитие бизнеса по оптимистическому, пессимистическому и реалистическому сценариям. После определения ключевых направлений финансовой стратегии необходимо произвести анализ существующих и возможных рисков. Расчеты должны быть составлены в различных вариациях, что позволит при столкновении с непредвиденными сложностями, заведомо быть подготовленными к ним. Разработка финансовой стратегии должна быть направлена не только на снижение рисков, но и на повышение доходности бизнеса, даже несмотря на кризис. Таким образом, грамотный подход к построению финансовой стратегии позволит компаниям не просто достойно переждать кризис, но и продолжить развитие бизнеса.