Как открыть свое дело, или Прейскурант для начинающего предпринимателя
В настоящее время государство усиленно ратует за перемещение интересов малого бизнеса в сферу производства. Интересы интересами, однако, как продолжает показывать практика, наиболее оптимальными сферами по объему первоначальных вложений, простоте организации и окупаемости для "старт-апа" малого бизнеса являются торговля, сфера услуг и общепит.
Одним из первых шагов на пути к открытию собственного дела является поиск подходящего помещения. Казалось бы, иных сложностей, кроме финансовых, на данном этапе возникнуть не должно: многочисленные издания пестрят объявлениями в сфере аренды/продажи коммерческой недвижимости, причем предложений по аренде значительно больше. Выбирайте, отдавайте агентству недвижимости мзду в размере одной месячной арендной платы, и помещение ваше. Однако несмотря на то, что рынок сдачи помещений под нужды малого бизнеса достаточно объемен, существующие привлекательные варианты, как правило, не подходят для организации соответствующей деятельности.
Проблема в том, что большинство объектов, сдаваемых в аренду малому бизнесу "под любое назначение", по документам числятся офисами - собственники помещений, не мудрствуя лукаво, зарегистрировали недвижимость с минимальным набором инженерно-технических требований. Но продовольственный магазин или тем более общепит, требующий специальной проектировки, нельзя размещать в офисных помещениях! И здесь в списке затрат на открытие собственного дела возникает внеплановый пункт под условным названием "расходы на перепроектировку помещения". На практике это означает оплату объемистого пакета документов проектировочной компании (делает сама либо заказывает на стороне - 100-300 тысяч рублей, а то и более, в зависимости от площади и назначения), утверждение документов в инспекционных органах (бегает сам предприниматель либо все вопросы решает проектировочная компания - за отдельную плату).
Как известно, время - деньги и наоборот. В лучшем (финансово подкрепленном) случае процесс перепроектировки помещения займет у нетерпеливого субъекта малого бизнеса от двух недель до месяца. Чтобы "придать ускорение" подготовке и согласованию техпаспорта БТИ, нужно запланировать дополнительные от 5 до 25 тысяч рублей. Пожарные потребуют наличие системы пожарной безопасности - данная служба сама делает и согласовывает расчеты в зависимости от вида и объема планируемой деятельности (затраты от нескольких десятков до сотен тысяч рублей). Знакомых рабочих искать бесполезно - спецкоммуникации подводятся аккредитованной фирмой.
В случае необходимости перепроектирования электросетей (что неизбежно при увеличении "офисных" мощностей) придется предусмотреть соответствующие внеплановые затраты. Сегодня подключение 1кВт стоит около 20 тысяч рублей, а самое средненькое кафе потребляет от 30 кВт. Это уже 600 тысяч рублей. Процесс подключения к электросети на практике со всеми подготовками и согласованиями занимает от нескольких месяцев до года. Официальные расценки на проект, монтажные работы и техусловия опять-таки зависят от сложности объекта, но лучше отложить на эти цели не менее 100 тысяч рублей.
После того как вы уладили вопросы с помещением и пожарной службой, можно браться за получение одного из важнейших документов для работы - санэпидзаключения. Санитарное заключение выдается сроком на пять лет. Если соблюдены все требования и проведены все анализы, его получения придется ждать не меньше месяца. Как заверил меня источник в предпринимательских кругах, желающие посодействовать найдутся - цена вопроса составит от 25 до сотни тысяч рублей (в зависимости от того, к кому подойти и с какого этапа начать).
Поскольку в России выручки отдельно стоящего общепита без реализации алкоголя едва хватит на зарплату и налоги, нужна алкогольная лицензия. Этот документ получаем только после санэпидзаключения, пожарного заключения, наличия соответствующего паспорта БТИ и выполнения требований алкогольного законодательства. На получение документа уйдет от двух недель до месяца.
Не забудьте установить тревожную кнопку (около 4 тысяч рублей) - ее наличие является обязательным условием для получения пожарного заключения и алкогольной лицензии. При отсутствии тревожной кнопки в случае ограбления вы будете "сами виноваты" в глазах правоохранительных органов, да и застраховать свой бизнес не сможете.
Любому бизнесу необходим "рекламный минимум" - вывеска. Дабы побыстрее получить паспорт (разрешение) на вывеску, можно обратиться к знакомым "рекламщикам". Но старожилы рынка настоятельно рекомендуют сначала пообщаться с торговым отделом местной администрации. А вдруг у районной администрации имеются некие компании, воспользоваться услугами которых вам ненавязчиво порекомендуют? В случае нежелания сотрудничать - ждите в гости проверяющих и копите деньги на штраф. Если вы решите уведомить потенциальных клиентов плакатом "Мы открылись!", вам придется оформить на плакат паспорт (как на стационарную вывеску), даже если через две недели вы плакат снимете.
Если с первых дней бизнес пошел как по маслу, расслабляться не стоит - вас скоро навестят. Проверяющие органы любят "свежую кровь". Например, если вдруг что-то не так с ценником, незаметно отклеилась акцизная марка с бутылки или, например, в магазине отсутствует сейф для хранения выручки, проверяющие взыщут через суд от 30 до 40 тысяч рублей с юрлица и 2 тысячи - с работника. Не говоря уже об аргументах экологической милиции и силовых структур - тем и повод не нужен, а интересует эти службы буквально все. И бесполезно объяснять, что пять минут назад территория была чистой, а окурки накидал вредный гражданин этажом выше. С ОБЭПом вообще разговор короткий. Как в том анекдоте: "Ваша свобода - не ваша заслуга, а наша недоработка".
И все это время, предприниматель, помни - близится срок выплаты арендной платы! Конечно, досадно вкладывать столько сил и средств в помещение, собственником которого является чужой дядя. Тем более что при всей пользе планирования успех вашего предприятия на начальном этапе еще даже вилами на воде не писан. Стать собственником? Сегодня единовременные многомиллионные затраты на приобретение помещения под бизнес, его организацию и, что немаловажно, раскрутку может себе позволить только бизнес средний.
Интересно, что в российском законодательстве средний бизнес рассматривается вкупе с малым, без четких дефиниций. И если "малыша" вдруг "задушит" конкурент из сферы среднего бизнеса, народ пожмет плечами - мол, ничего не поделаешь, рынок. Словно забывают, что если в России не будет жизнеспособного малого бизнеса, среднему просто неоткуда будет вырастать.