Мы собрали самые яркие цитаты инвесторов, высказанные ими в разговорах с журналистами Firrma. Возможно, они помогут молодым предпринимателям.

Можно ли инвестировать в тихого ботаника? Почему нет, все зависит от типа продукта. Если он очень технологичен, и основателю не надо общаться в офлайне, продавать и много общаться с людьми – он может быть вполне успешен. Но в остальных случаях – вряд ли. Герман Каплун, управляющий партнер TMT Investments.

Что еще важно, так это психологическая совместимость инвестора и фаундера. И первый не вальяжный господин с сигарой, да и второй не всезнающий гений. Они оба – партнеры. Ощущение неравенства, разные критерии успеха, неодинаковые горизонты – из-за этого разваливаются очень многие стартапы. Алексей Басов, ангел, вице-президент «Ростелекома».

Люди хотят быть начальниками, это своего рода комплекс. Во что это выливается? Достигая определенного уровня, основатель просто не умеет «передать палочку». Он пытается окружить себя более слабыми людьми, чем он сам. Лидеру крайне сложно психологически нанимать сильных профессионалов и руководить ими — мы это видим сплошь и рядом. А это угроза развитию всей компании. Мы знаем даже примеры, когда основатели выживают приведенных инвестором сильных менеджеров! Александр Галицкий, управляющий партнер Almaz Capital.

К нам приходит 3 проекта в день. 97% – в корзину, 3% – могут быть интересны. С точки зрения качества людей… Если сравнивать с прошлым годом, ничего не изменилось, если с пятилетним сроком – многое. Но вообще, ИТ-сфера очень быстро меняется. У нас, например, запрещено планировать следующие три года, ориентируясь на прошедшие три – слишком динамичный сектор, не угадаешь. Глеб Давидюк, управляющий партнер iTech Capital.

Мы вообще не вкладываем в проекты, где предприниматель не вложил ни копейки. По очень простой причине: у него, к сожалению или к счастью, есть две роли. Первая – менеджер, вторая – акционер. Если ты не вложил ничего, а просто работаешь, то сложно понять, почему у тебя должна быть доля в этом бизнесе. Александр Коноплястый, управляющий партнер Buran Ventures.

Есть ряд компаний, в которые я вхожу как инвестор, и я деньги даю сразу на выход. Но когда люди просят $2 млн. на потратить… Я убежден, что нет ни одного проекта на начальном этапе, которому нужно столько денег. Все, что можно придумать – уже придумано, как в литературе есть всего семь сюжетов. Герман Клименко, инвестор.

Мы готовы оценивать проект по высокой стоимости, если предприниматель сильный, и мы в него верим. Но надо понимать – сумеете ли вы «отжать» инвестора и выторговать у него лучшие условия, или нет – это никак не повлияет на то, станете ли вы миллионером. На это влияют совершенно другие вещи: сумеете ли построить сильный бизнес, сможете ли вывести его на следующую стадию и т.д. Алексей Соловьев, управляющий партнер Prostor Capital.

Идей много, повторяющиеся приходят на неделе восемь раз, самая золотая абсолютно не гарантирует, что из нее что-то сделают. Команда – это 90% успеха. Игорь Рябенький, управляющий партнер Altair.

Инвестор – он все-таки friend, друг. Человек, который обладает связями и опытом, деньгами. Который помогает. Он не «пассажир». То есть, может, он бы даже и с удовольствием, но опыт показывает, что с проектами на ранней стадии это невозможно. Поэтому работать и рисковать приходится сообща. Аркадий Морейнис, ангел, управляющий директор Plug and Play.

Для меня самых важных вещей, пожалуй, две. Первая – действие, action. Желание делать – иногда даже быстрее, чем думать. Это качество есть не у многих. Можно долго думать над решением, а можно попробовать и даже если и не получилось, пойти делать что-то новое. Второе качество – готовность идти на риск. Это очень большая проблема. Марина Трещова, СЕО Fast Lane Ventures.

Если в первые 5-10 минут ничего не понимаю, значит, либо идея плохая, либо команда не та. Возможно, команда не может донести идею. В любом случае не стоит иметь с ними дело. Умение просто и внятно доносить мысли – одно из свойств умных людей. Максим Шеховцов, сооснователь акселератора TexDrive и фонда Genezis.

Мы ожидаем от основателей способности четко сформулировать основные гипотезы и цели для каждого этапа проекта, предложить основные метрики их отслеживания и сбалансированное сочетание развития бизнеса и развития продукта или сервиса, в результате чего мы сможем увидеть калькуляцию необходимых инвестиций в проект на каждом этапе его развития от прототипа до MVP и дальнейшего масштабирования. Константин Синюшин, управляющий партнер the Untitled Venture Company.