Счастливый фермер. Собачье дело
Имя: Марина Кочина Возраст: 24 года Город: Москва Проект: питомник best-chihua.ru Старт: 2006 год Персонал: 3 человека Затраты: 200 000 руб.
— Моя мама горела этой идеей уже 10 лет. В 2006 году решающий момент настал: я переезжала, и мама должна была остаться одна в большой квартире. И в этот же году я закончила бакалавриат в Академии внешней торговли и поступала в магистратуру Университета нефти и газа им. Губкина. Учеба стоила 180 000 рублей. Мы оказались перед выбором: либо заплатить эти деньги из наших сбережений, либо рискнуть — все-таки купить несколько чихуа-хуа и взять кредит на обучение.
Ставка оправдала себя?
— Мы объездили все питомники Москвы, примерно полсотни мест, и купили шесть лучших щенков-"девочек" на 200 000 рублей. Вложения окупились не сразу. Только через полтора года от этих собак родилось около 20 щенков. Из них мы 6 «девочек» оставили себе, а 14 мальчиков продали по цене от 24 до 35 тысяч рублей. Конечно, в самом начале щенков мы продавали подешевле — это был наш первый опыт, и мы боялись конкуренции со стороны больших и известных питомников. Ну а к сегодняшнему дню наши 200 000 рублей вложений окупились десятикратно.
Как вы нашли покупателей? По друзьям и знакомым?
— Через интернет. Еще до появления щенков я успела сделать и раскрутить простой сайт, главным сообщением которого было: «У нас скоро будут маленькие чихуа-хуа. Заходите!». Вообще мы никогда не продаем щенков друзьям и знакомым. Почему? Незнакомый человек справится с небольшими проблемами в уходе за собакой и ее воспитании сам, а знакомый будет дергать по каждой мелочи...
И к моменту появления щенков вы уже все знали об этих собаках?
— Многому пришлось учиться, постигать на практике. Было тяжело. По ночам я сидела в резиновых перчатках и принимала роды у собак. Иногда этим собачкам приходится помогать. Бывало, что в 8 утра я вытаскивала последнего щенка, а потом одевалась и ехала на работу. Были и печальные моменты: однажды безграмотный врач ветклиники погубил нам целый помет. Сейчас мы имеем возможность вызывать на роды проверенного ветеринара.
Неужели престижная должность «ведущего аналитика отдела стратегического планирования» и «счастливая ферма» приносят сопоставимый доход?
— Продав трех щенков чихуа-хуа, я получу столько же, сколько на работе за месяц. В год взрослая чихуа приност в среднем трех щенков, каждый стоит около 30 тысяч. Имеем 90 000 рублей Теперь посчитаем расходы. На вязку с кобелем нужно потратить от 10 000 до 15 000 рублей в зависимости от его титула. Это плата за ценный генетический материал: ведь от красивых собак рождаются красивые щенки. Затем ветеринар должен принять роды — это 5000 рублей. Оформление документов — по 500 рублей с щенка, плюс сам выезд эксперта. Еще щенкам нужно сделать прививки. После этого заводчику остается 60 000 рублей. Расходы на питание у чихуа-хуа минимальные, собачка съедает в месяц на 500 рублей сухого корма премиум-класса. Конечно, нужна подкормка — творог, курятина, молоко — но все этомы покупаем оптом, выходит дешевле. В итоге в год одна собака «наест» на 5500 рублей. Из прибыли останется 54 500 рублей. Даже с учетом того, что сама «девочка» стоила 40 000 руб., все равно, за первые роды мы покрываем все вложения, и дальше собака «работает в прибыль».
И так каждый год?
— Чихуа-хуа живут максимум до 17 лет, но рожают они только 8 раз. Продуктивный возраст собаки — до 9 лет. Дальше они живут «на правах пенсионеров».
Сейчас у вас 18 взрослых собак, каждая приносит по три щенка. Это уже 54 щенка в год. А скоро начнут рожать и остальные. Кто раскупит всю эту ораву?
— Рынок сбыта в Москве очень большой. Слово «чихуа» в московском регионе ищут 6000 человек в месяц, показывает статистика Яндекса. Я бы разделила наших покупателей на три категории. Во-первых, это молодые люди, которые покупают собачку-подарок своим девушкам. Чаще всего, конечно, с подачи самой девушки — однако потом парни сами в влюбляются в собак и «сюсюкают с ними в носик». В сети можно встретить смешные семейные фото, где какой-нибудь брутальный «качок» держит крохотную чихуа.
Вторая категория клиентов — родители. Они покупают чихуа детям, которые просят «собачку». Особенно часто покупают мамы — ведь тогда это еще и им подарок немножко.
Третья категория — самая малочисленная. Это выросшие дети, которые покупают собачек своим родителям-пенсионерам, чтобы тем не было одиноко. Маленькие чихуа очень подходят для содержания в городе, спрос не пропадет никогда.
Сегодня питомником занимается вся ваша семья: вы, ваша мама и ваш муж Тимофей. Как вы разделили ответственность?
— Мама кормит и поит собак, убирает за ними. Мы с Тимофеем возим собак на вязки, на выставки, оформляем документы, делаем прививки. Мы же привлекаем покупателей и продаем щенков. Тимофей поддерживает новую версию сайта best-chihua.ru, для чего освоил массу интернет-хитростей.
Я «убалтываю» покупателей по телефону. В нашей практике только один человек сразу приехал в питомник, чтобы посмотреть щенков вживую. А 99% людей вначале смотрят фотографии щенков на сайте, потом звонят в питомник. От того, как я проведу этот разговор, зависит успех сделки.
Что у вас в планах?
— К концу лета я должна получить диплом кинолога-эксперта в Российской кинологической ассоциации, где учусь заочно. Дальше будем предлагать услуги по хэндлингу — уходу за чужими чихуа. Это прием родов, ведение новорожденных щенков, помощь в их продаже, подготовка к выставкам. Затем мы хотим открыть зоомагазин, в котором будут представлены товары и корма, которые мы сейчас мелким оптом покупаем для наших собак — так что поставщики уже есть. В этом зоомагазине мы планируем продавать и самих собак. И позиционировать себя как единственный в Москве магазин чихуа-хуа, который имеет свой питомник. Из семьи заводчиков мы должны вырасти в вертикально интегрированную компанию.
У вас с Тимофеем наверное не менее амбициозные финансовые цели?
— Хотим накопить на «Феррари». (Смеется). Конечно, на «Феррари» не хватит, но разведение собак может обеспечить весьма достойный финансовый уровень. Сейчас мы собираемся переселить маму с собаками в загородный коттедж, уже выплачиваем ипотечный кредит. А сами переедем в освободившуюся мамину квартиру в центре, где у нашего питомника будет своеобразный «шоу-рум». Обычно питомники находятся на окраинах, а к нам клиентам будет удобно добираться.
И все-таки: чихуа-хуа для вас больше товар или друзья?
— К щенкам, которых продаешь через два-три месяца после рождения, просто не успеваешь привыкнуть. Но я не продала бы ни одной из тех чихуа, что живут у нас. Конечно, я привязалась к ним, некоторые спят у нас на кровати. (Смеется). И даже когда собаки «уйдут на пенсию» — не смогут рожать и не будут приносить прибыль, мы никого не продадим. Оставим себе или попытаемся за символическую сумму раздать тем, кому нужен друг.
Беседовал Дмитрий Артюхов