Вся правда о возвратных и невозвратных авиабилетах – как вернуть невозвратный билет на самолет, и не потерять деньги?
Не всегда жизнь идет по плану. Нередки случаи, когда она вносит собственные коррективы в запланированные события, а то и бьет по карману. Например, когда приходится отменять полет, имея на руках невозвратные билеты. С одной стороны – такие билеты гораздо выгоднее, с другой – сдать их обратно при «форс-мажоре» невозможно.
Или все-таки возможно?
Что такое невозвратные билеты на самолет – плюсы и минусы, отличие от возвратных авиабилетов
Вплоть до 2014-го года у пассажиров отечественных авиакомпаний имелась замечательная возможность – спокойно сдать билеты. Причем, даже прямо перед вылетом.
Правда, тогда 100% сумму получить обратно было нельзя (максимум 75%, если до вылета остается менее суток), но при возврате за несколько дней до рейса все вложенные в билет деньги до копеечки возвращались в кошелек (за исключением сервисных сборов, конечно).
Все риски авиакомпании закладывали непосредственно в тарифы — которые, как известно, были немалыми.
С момента вступления в силу новых поправок пассажиры познакомились с новым термином – «невозвратные билеты», на которые цены снижены (прим. – по внутренним направлениям) почти на ¼. Сдать такой билет перед вылетом у вас не получится – ведь, скорее всего, реализовать его авиакомпания просто не успеет, что означает пустующее место в самолете и убытки для перевозчика.
Именно поэтому перевозчик перестраховывается, отнимая у вас возможность сдать билет, но предлагая взамен привлекательные цены.
Какой билет выгоднее – решать только пассажиру.
Виды невозвратных билетов
Общей классификации подобных билетов нет – каждая компания самостоятельно определяет цены, тарифы и правила.
А у некоторых лоукостеров невозвратными стали все билеты без исключения. Многие перевозчики в числе невозвратных предлагают билеты, реализуемые в рамках специальных акций.
Для кого будут выгодны невозвратные билеты?
Подобный вариант однозначно для вас, если…
- Вы ищете самые дешевые билеты.
- Ваши поездки не зависят от сторонних факторов. Например, от детей, начальства и проч. Только ваши собственные форс-мажоры могут помешать вашим планам.
- Вам хватает ручной клади в поездках.
- У вас уже есть виза.
- Низкая цена билета конкретно для вас имеет большее значение, чем комфорт поездки.
Вам точно не подойдут невозвратные билеты при следующих обстоятельствах:
- У вас есть дети. Особенно, если они часто болеют.
- Ваше начальство может перечеркнуть ваши планы легко и непринужденно.
- Ваша поездка зависит от множества различных обстоятельств.
- Одобрят ли вам визу – это еще большой вопрос.
- Ручной кладью в поездке вы точно не обойдетесь (пара чемоданов однозначно полетит с вами).
Если все-таки невозвратные билеты приобретать боязно, то…
- Проведите анализ самых дешевых и выгодных полетов.
- Выбирайте более дешевые направления для поездки, если это, конечно, не командировка, где конечный пункт определен не вами.
- Не забывайте о распродажах, и ловите специальные акции.
Как узнать, возвратный билет или нет – пометки на невозвратных билетах авиакомпаний
Итоговая цена билета всегда складывается из тарифа (цена за перелет) и таксы, а также сервисных и прочих сборов.
Определить свой тариф и выяснить, какой же именно тип билета (прим. – возвратный или невозвратный) может вам попасться, не сложно.
- Тщательно, еще до момента покупки билета, проверьте все правила бронирования.
- Используйте возможность поиска недорогих билетов на соответствующих сайтах.
- Изучите все «Условия тарифа» непосредственно на сайте авиакомпании.
На «невозвратность» билета обычно указывают соответствующие отметки (прим. – на английском/русском языке), которые можно найти в Правилах/Условиях тарифа.
Например:
- Возврат провозной платы запрещен.
- CHANGES NOT PERMITTED.
- При отмене стоимость билета не возвращается.
- Возврат разрешен с удержанием платы.
- TICKET IS NON-REFUNDABLE/NO-SHOW.
- REFUNDABLE CHARGE — 50 EURO (сумма может быть своей у каждой компании).
- CHANGES AT ANY TIME CHARGE EUR 25.
- TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF CANCEL/NO-SHOW.
- CHANGES NOT PERMITTED.
- NAME CHANGE NOT PERMITTED.
- WHERE FARE IS NON-REFUNDABLE ANY TIME IN THIS CASE YQ/YR SURCHARGES ARE ALSO NON-REFUNDABLE. В данном случае говорится о том, что, помимо тарифа, невозвратными будут также и таксы.
Когда можно сделать возврат невозвратного авиабилета и вернуть деньги – все ситуации
Безусловно, невозвратный билет выгоднее для пассажира. Но, как следует из названия, вернуть этот билет не удастся. На то он и «невозвратный».
Впрочем, для каждого случая есть исключения, и законом определены ситуации, в которых есть шанс вернуть свои кровно заработанные:
- Ваш рейс был отменен.
- Вас не посадили на вами оплаченный рейс.
- Ваш рейс был сильно задержан, по причине чего вам пришлось менять свои планы, и вы даже понесли убытки.
- Вы или близкий родственник, который также должен быть стать пассажиром данного рейса, заболели.
- Умер кто-то из членов семьи.
Если ситуация относится к перечисленным форс-мажорам, или же вы не полетели по вине компании, то вернуть свои деньги получится в полном размере.
Если же вина за неслучившийся полет лежит полностью на пассажире, то остается возможность вернуть средства, взимаемые за сборы.
Правда, не во всех авиакомпаниях (уточняйте эти нюансы заранее, при бронировании билетов!): иногда сервисные и топливные сборы также не подлежат возврату.
Важно:
У большинства зарубежных перевозчиков смерть родственника не считается основанием для возврата суммы за билет, а все издержки покрывают страховщики.
Как вернуть или обменять невозвратный билет в случае форс-мажор – инструкция для пассажира
На случай возврата невозвратного билета существуют соответствующие инструкции — но важно понимать, что окончательное решение по данному вопросу в любом случае остается за перевозчиком.
При покупке билета через посредника за возвратом суммы обращаться следует именно к нему!
- Вы обязаны сообщить о том, что вы вынуждены вернуть билет, еще до момента окончания регистрации на конкретный рейс.
- У вас на руках должны быть все соответствующие документы.
- Посредник обязан объяснить – как именно вернуть свои средства.
- Вернуть сбор посредника (например, агентства) за продажу билета не получится.
Если вы приобретали билет без участия посредников – сразу у авиакомпании, то схема возврата будет такой же:
- Вы обязаны сообщить о том, что вы вынуждены вернуть билет, еще до момента окончания регистрации на конкретный рейс.
- У вас на руках должны быть все соответствующие документы, которыми вы можете подтвердить причину своего отказа от поездки.
Возврат денег по причине болезни/смерти родственника, с которым вы собирались лететь, или по причине собственной внезапной болезни:
- Пишем электронное письмо и отсылаем на электронную почту перевозчика до момента начала регистрации на рейс. В письме подробно объясняем причину, по которой вы не летите оплаченным вами рейсом. Данное письмо станет доказательством того, что вы своевременно уведомили авиакомпанию о данном факте.
- Звоним непосредственно в авиакомпанию и сообщаем ту же информацию – до момента регистрации на рейс.
- Собираем все документы, которые считаются основанием для возврата средств за невозвратный билет.
- Отправляем все документы вместе с заявлением традиционной почтой на официальный адрес перевозчика.
- Ждем возврата средств. Что касается сроков возврата – они свои у каждого перевозчика. Например, у Победы этот период может затянуться до месяца, а у Аэрофлота составляет 7-10 дней. Компания может продлить данный период, если это требуется для проверки достоверности предоставленных пассажиром документов.
Какие документы будут считаться основанием для возврата средств?
- Справка из медучреждения. В ней должно быть указано состояние здоровья пассажира на дату, в которую планировался полет. В документе должны присутствовать не только реквизиты, название и печать учреждения, но также ФИО, должность, подпись и личная печать самого врача, и печать/подпись главврача или зав/отделением. Также в документе должна быть указана дата выдачи самой справки и соответствие периода болезни датам оплаченной поездки. Важно: многие компании требуют и заключение в документе о том, что «Перелет в указанные даты не рекомендуется».
- Свидетельство о смерти.
- Документ, полученный в медпункте аэропорта. Естественно, с печатью и названием пункта, должностью, ФИО и печатью/подписью врача, а также с датой выдачи справки и наличием отметки о совпадении даты перелета и периода заболевания.
- Копия листка нетрудоспособности, которую должен заверить либо представитель перевозчика непосредственно в аэропорту, либо нотариус.
- Доказательство родства, если полет не был осуществлен из-за болезни, например, ребенка или бабушки.
- Заверенный нотариусом перевод, если справка была выдана за границей, а возврат средств осуществляется в России.
Возврат средств за отложенный/отмененный рейс по вине перевозчика:
- Обращаемся к сотруднику компании непосредственно в аэропорту с просьбой – сделать соответствующие отметки на билете (прим. – о задержке рейса или же о его отмене). Также подойдет выданная представителем аэропорта справка, им же и заверенная. При отсутствии справки и штампов сохраняем копии посадочных талонов и билетов.
- Собираем все квитанции и чеки, которые будут доказательством понесенных вами незапланированных расходов, случившихся по вине перевозчика из-за отмены/переноса рейса. Например, билеты на концерт, на который вы уже не попадете; приглашения на праздники; мед/справки и письма от работодателей; оплаченные брони гостиниц и проч. Все эти документы, согласно законодательству, являются основанием для того, чтобы компания возместила вам убытки и моральный ущерб, независимо от типа билета.
- Отправляем все копии документов, имеющих отметку о переносе/отмене полета, а также сопутствующие справки/документы вместе с вашим заявлением на возврат денег традиционной почтой на официальный адрес перевозчика. Важно: обязательно сохраняйте доказательство отправки вашей претензии!
- Ждем возврата денег. Срок регулируется правилами перевозчика.
Возврат сборов аэропорта и прочих такс, которые включены в стоимость невозвратного билета:
- Тщательно проверяем все правила/условия по вашему билету. Действительно ли там указано, что таксы YR, YQ, сборы аэропорта и прочие сборы возвращаются пассажиру?
- Если эти условия действительно прописаны в правилах перевозчика по выбранному вами билету, то следующий шаг – уведомление перевозчика о вашем добровольном отказе от полета, опять же, до момента регистрации на рейс. Сделать это лучше письменно, через телефонный разговор с сотрудником компании и/или лично.
- Оставляем заявление на возврат суммы за таксы/сборы через соответствующий сервис на официальном сайте перевозчика, по телефону, почтой и/или лично в офисе компании.
- Ждем частичного возврата денег за билет. Срок возврата может составить от 2 недель до 2 месяцев.
Важно:
- Некоторые перевозчики берут сервисный сбор за возврат средств.
- Срок подачи заявления на возврат средств у некоторых компаний ограничен, поэтому не стоит тянуть с отправкой запроса, если вы твердо намерены вернуть свои деньги за таксы и сборы.