Как обжаловать решение ИФНС в суде, если прошло более трех месяцев
С 1 января 2009 года организации и индивидуальные предприниматели обязаны обжаловать назначенные налоговые санкции в вышестоящий орган и лишь потом в арбитражный суд.
Как выяснилось, у арбитров есть возможность отказывать налогоплательщику в судебной защите – и все это по причине несовершенства закона и правоприменительной практики о сроках и порядке обжалования решений налоговых органов. Этим вопросом заинтересовалась коллегия судей ВАС РФ, которая передала в Президиум на рассмотрение жалобу налогоплательщика по делу
Суть спора заключалась в следующем. Организация получила решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Пропустив срок апелляционного обжалования, она обратилась в вышестоящий налоговый орган за обжалованием вступившего в силу решения нижестоящего, но получила отказ в удовлетворении жалобы. Обратившись с аналогичными требованиями в суд, организация также получила отказ. По мнению суда, был пропущен процессуальный срок.
Обратимся для начала к положениям действующего законодательства, регулирующего процедуру обжалования актов налоговых органов. Налоговый кодекс предполагает два порядка подачи жалобы:
– апелляционное обжалование возможно только в отношении не вступившего в силу акта налогового органа. В течение 10 дней с момента получения налогоплательщиком такого акта может быть подана жалоба. В случае, если жалоба в течение 10 дней не подается, акт вступает в законную силу;
– обжалование вступившего в силу акта налогового органа может быть осуществлено в течение одного года.
При этом п. 5 ст. 101.2 НК РФ указывает, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. В то же время у нас есть ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса, которая дает возможность обжаловать акты органов власти только в течение трех месяцев.
Тогда получается, что, с одной стороны, закон предписывает налогоплательщику сначала разрешить спор на административном уровне, на что ему дается один год, а уж только потом обращаться в суд. Но, с другой стороны, в суд можно обратиться только в течение трех месяцев с момента осведомления о нарушенном праве.
Поэтому налогоплательщику в рамках данного дела суды отказывали в защите: он реализовал свое право на обжалование акта в вышестоящем налоговом органе спустя полгода после получения, а суды считают, что в этом случае трехмесячный срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться в суд, считается не с момента получения налогоплательщиком отказа вышестоящего налогового органа в отмене решения нижестоящего суда, а с момента извещения налогоплательщика о нарушении своих прав.
Таким образом, либо положения действующего законодательства нарушают права налогоплательщика, либо суды неправильно истолковывают нормативные акты. Но данный подход наносит вред компаниям и предпринимателям в любом случае. Ранее ФАС Северо-Западного округа, рассматривая подобное дело № А56-10572/2010, вынес постановление, в котором содержится мнение о недопустимости такого подхода судов к толкованию норм о процессуальных сроках.
Такое же сомнение высказала и коллегия ВАС РФ, которая передала спор по делу А12-10341/2010 на рассмотрение в Президиум. Как указали судьи Высшего арбитражного суда, «анализ судебной практики показал отсутствие единообразия при рассмотрении судами аналогичных споров», и «ввиду необходимости выработки правовой позиции по поставленному вопросу» арбитры собираются пересмотреть принятые по этому делу судебные акты в порядке надзора.
Возможно, позиция судей будет склоняться к тому, что процессуальные сроки для обжалования будут исчисляться с момента уведомления налогоплательщика об отказе вышестоящего органа удовлетворить его жалобу, а не с момента получения первичного решения налогового органа. В таком случае бизнес будет менее связан жесткими сроками для обжалования, благодаря чему у компаний будет больше времени на выработку своей правовой позиции по спору и меньше шансов на получение отказа в судебной защите от арбитражного суда.
12/10/11