Как сохранить коммерческую тайну?
Человек хочет быть впереди себе подобных, знать то, что другие не знают, или скрывать информацию, которая может быть лишней для чужих ушей. На таких принципах базируется бизнес. Каждая фирма - это существо, скрывающее от других некие знания.
Такое явление в деловых кругах получило название «коммерческая тайна», то есть конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (определение из ФЗ «О коммерческой тайне»).
На бумаге все просто: хранишь тайну и получаешь выгоду. В жизни все сложнее - информацию нужно не просто хранить, но и защищать от посягательств конкурентов, пишет Александр Трещев в журнале "Компания". Для этого сам процесс охраны тайны должен быть комплексным и включать в себя не только надежные информационные технологии и прочные сейфы, но и основательное законодательное регулирование. С последним у нас как раз большое количество проблем.
Разглашение коммерческой тайны лицом, получившим к ней доступ в связи с исполнением своих служебных обязанностей, влечет штраф в размере до 1000 рублей. А согласно Уголовному кодексу «собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз и другими незаконными способами наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет». Но даже сумма в 80 тыс. руб. чаще всего не покрывает убытков, понесенных компанией. А сама методика подсчета этих убытков - отдельная тема для разговора. Пока суды с трудом справляются с подсчетом реальных убытков, а что же говорить об убытках, которые компания понесла в связи с разглашением коммерческой тайны.
Но самое главное - коммерческую тайну компании в нашей стране можно узнать и без подсылки шпионов и подкупа работников компании. Самое страшное место для злоупотреблений - право органов государственной власти и органов местного самоуправления требовать от любой компании раскрывать свою коммерческую тайну. Эта лазейка создает возможность получения информации через, так сказать, третьи руки.
Однако все недостатки законов - это не так страшно; рыночная конкуренция у нас лишь формируется, а вот сама культура охраны коммерческой тайны (а если говорить шире - интеллектуальной собственности) у нас вообще находится в зачаточном состоянии. Это просматривается не только на уровне топ-менеджмента, но и на уровне специалистов, допущенных к подобным сведениям. Никто не привык хранить тайны такого рода. Именно поэтому (и по ряду многих других причин культурного характера) большинство законов в нашей стране либо вообще не функционирует, либо функционирует не так, как следует.
Конечно же, на Западе все механизмы более отлажены. Так, например, в Германии даже предусмотрена ответственность третьих лиц за подстрекательство к разглашению коммерческой тайны. Но мы тоже постепенно начинаем движение к более совершенному законодательству в этой сфере. Так, с 2008 года вступают в силу изменения к закону «О коммерческой тайне» и четвертая часть Гражданского кодекса. В целом изменения уточняют понятие коммерческой тайны, а именно - трактуют ее как секрет производства (ноу-хау), однако ничего не привносят в ужесточение ответственности за ее разглашение. И уж тем более никакие законы не создадут культуру хранения тайны в сознании всех работников.
Поэтому законы законами, а бороться за сохранение коммерческой тайны как-то надо. Практически на каждом предприятии существуют локальные нормативные акты, основанные на нормах трудового права. Один из таких документов - Положение о коммерческой тайне, который не разрабатывается, как правило, юристами и работниками отдела кадров компании, а утверждается ее руководителем. Именно работодатель является обладателем полученной в рамках трудовых отношений информации, составляющей коммерческую тайну предприятия, и поэтому обязан принимать меры к охране необходимых сведений.
Принимая на работу сотрудника, который будет иметь доступ к закрытой информации, работодатель должен под расписку ознакомить его с действующими в фирме локальными нормативными актами, имеющими непосредственное отношение к трудовой функции данного работника, в том числе с Положением. Оно может содержать перечень конфиденциальных сведений, который устанавливает руководитель исходя из специфики работы компании. Например:
Производственная деятельность
Управление в компании
Партнеры
Безопасность организации
Работник, допустивший разглашение коммерческой тайны предприятия, несет дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством. К нему могут быть применены меры дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения.
Утверждение в организации такого локального нормативного акта, как Положение о коммерческой тайне, призвано сохранить конфиденциальность информации, позволить ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг и уберечь предприятие от значительных экономических потерь.
Но кроме определения, что такое коммерческая тайна, необходимо применение комплекса мер по ее защите. В первую очередь это условия хранения информации и доступа к ней. Например, доступ к информации о клиенте имеет только тот сотрудник, который с этой компанией работает. Если информацию хочет получить кто-то другой, то определена процедура, как это может произойти, кто дает на это разрешение. Доступ к информации может регулироваться и техническими средствами. Это касается внутренней компьютерной сети. Но надо помнить, что юридическая ситуация вокруг коммерческой тайны довольно зыбкая. Если вы разгласили гостайну, то придут люди из ФСБ и отдадут под суд, у них на это есть нормальная правовая база. В ситуации с разглашением коммерческой тайны проблема в лоб во многих случаях юридически не решается. Проще говоря, доказать что-нибудь в суде будет весьма непросто, даже если имеются письменные доказательства. Коммерческую тайну легче охранять повышением лояльности сотрудников, чем уповать на суд.
В понятие «коммерческая тайна» каждая компания с учетом законодательной базы РФ вкладывает ряд моментов, зависящих от сферы деятельности компании, ее статуса на рынке, уровня публичности, отраслевых нюансов. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, напрямую зависит в том числе и от того, насколько компания вовлечена в круг партнерских взаимоотношений, накладывающих на нее определенные обязательства. Безобидные на первый взгляд вопросы могут составлять предмет коммерческой информации, если они сопряжены с бизнесом партнеров. Подобные вещи нормировать документом невозможно - они понимаются «в работе» при поддержке коллег, руководителя, службы персонала.
Как рассказал корреспонденту интернет-издания Dengi63.ru один коммерсант, «коммерческая тайна в России - это миф. Одни его поддерживают, потому что он, например, создает рынок охраны коммерческой тайны. Другие принимают его за реальность и находятся у него в плену. Третьи понимают, что это нереально.
Что есть коммерческая тайна в век современных технологий, когда разнообразные базы данных скачиваются, продаются, то есть доступны чуть ли не всякому желающему на каждом углу? База клиентов? Цены? Поставщики? Потребители? Партнеры? Объемы продаж? Да какая же это тайна! Давайте говорить прямо. У нас коммерческой тайной нередко называют то, что происходит тайно и, по сути, противозаконно. Но при чем здесь коммерция? Разве где-нибудь в мире называют коммерческой тайной, скажем, взятку? Вряд ли имеет смысл поручать государству регулировать такие «интимные» стороны жизни, как взаимоотношения чиновника и коммерсанта».
Информационный партнер ИАА Bishelp, Интернет-журнал Point.ru