Сколько стоит коммерческая тайна?
Затраты зарубежных компаний на охрану своей коммерческой тайны по разным данным составляют от 10 до 15 процентов всех расходов на производство. И это вполне объяснимо: утечка ценной информации может просто «убить» организацию.
Попробуем разобраться, как с этим злом могут бороться отечественные компании.
Если коммерческая тайна компании будет разгадана, то вряд ли какие-нибудь меры смогут полностью возместить нанесенный урон. Не зря говорят, что ЧП лучше предотвратить, нежели потом разбираться с осложнениями. Если же утечка информации все-таки произошла, то необходимо попытаться хотя бы частично возместить потери. Интересно, что инструмент для воплощения в жизнь защитных мер один – создать и оформить надлежащим образом правила, в соответствии с которыми будут охраняться фирменные секреты. Должный эффект от данной инициативы можно получить только в том случае, если организация в процессе обеспечения безопасных условий существования секретных сведений будет идти в ногу с нормативными актами. В первую очередь речь идет о Законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», который расписывает в своих нормах чуть ли ни пошаговую стратегию.
Секретные материалы
Для начала руководству фирмы следует определиться, что вообще они хотели бы скрыть от чужих глаз. При этом нужно учесть положения статьи 5 Закона № 98-ФЗ, которыми установлен список «открытой» информации. Так, от общественности нельзя утаить сведения о загрязнении окружающей среды или о задолженности работодателей по выплате зарплаты.
После того как будет составлен перечень секретных сведений, ему нужно придать статус официального документа. Причем он может быть как полностью самостоятельным, так и составной частью других актов организации (Положения, Стандарта и так далее). Разумеется, в данном случае не обойдется без приказа (распоряжения) директора, которым документ будет утвержден и введен в действие.
Доверенные лица
Вслед за перечнем конфиденциальных сведений утверждается список должностных лиц, которым можно доверить коммерческую тайну. Этот документ должен иметь четкую структуру, для чего в нем необходимо прописать, какие именно должности в штате предприятия связаны с доступом к конкретным «закрытым» бумагам и сведениям. Такой допуск подразумевает не только право на изучение секретных материалов, но и разрешение иметь на руках их зарегистрированные копии. Естественно, если это не идет вразрез с правилами документооборота фирмы.
Помимо оформления внутренних документов, организации необходимо зафиксировать посвященность в «тайное знание» сотрудника в его трудовом договоре. Причем представитель компании должен изначально уведомить претендента на вакантную должность о том, что ему придется иметь дело с конфиденциальной информацией фирмы. Если же работник принят до того, как был введен режим коммерческой тайны, то его новые обязанности или условия труда можно прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору. Кроме того, в контракте с сотрудником лучше заранее предусмотреть и то, что в течение определенного времени после увольнения бывший подчиненный будет сохранять молчание относительно секретной информации (ч. 4 ст. 11 Закона № 98-ФЗ).
Допускаемый к секретам фирмы работник должен быть ознакомлен и с установленным режимом коммерческой тайны, в том числе с мерами наказания за его нарушения. Так, например, за утечку информации фирма вправе расторгнуть с виновником трудовой договор по причине разглашения работником охраняемой законом коммерческой тайны, ставшей ему известной в связи с исполнением обязанностей (п. 6 ст. 81 ТК). Кстати говоря, законодательство предусматривает и возможность наложения на излишне болтливых сотрудников полной материальной ответственности (п. 7 ст. 243 ТК).
Очень важно, чтобы вероятность применения подобных карательных мер была доведена до сведения работника и зафиксирована в трудовом контракте. Согласие сотрудника на подобные условия должно подтверждаться его распиской. В противном случае фирма не сможет доказать, что была разглашена именно секретная информация. Судебная практика только подтверждает сказанное (постановление Пленума ВС от 17 марта 2004 г. № 2).
Однако все эти меры будут «работать» только в том случае, если фирма предоставила сотруднику необходимые условия для соблюдения им установленного режима конфиденциальности (п. 1 ст. 11 Закона № 98-ФЗ). Например, снабдила рабочий кабинет «хранителя тайны» сейфом.
Доверяй, но проверяй!
Совершенно определенно, что если доверенная сотрудникам информация носит закрытый характер, то за тем, чтобы она таковой оставалась, должен кто-то следить. Как правило, эту функцию возлагают либо на службу безопасности, либо на «IT-шников», либо на руководителей всех подразделений, где трудятся допущенные к коммерческой тайне сотрудники. Кстати, подобные обязанности работников данных структур должны быть зафиксированы в должностной инструкции, с которой персонал знакомится в момент приема на работу.
Как правило, подобного рода ответственность подразумевает три вида обязанностей. Во-первых, это осуществление контроля за копированием носителей информации. Чаще всего для этого в компании заводится специальный журнал, в котором указываются регистрационный номер копии, дата ее создания и подпись с расшифровкой сотрудника, продублировавшего оригинал. Такие же «метки» ставятся и на самой копии.
Во-вторых, проверка соблюдения порядка уничтожения копий. Здесь, как говорится, без комментариев. И в-третьих: необходимо «присматривать» за тем, чтобы содержащие закрытые сведения акты не попадались на глаза тем, кому не следует. Ведь как и любая документация, секретные материалы могут быть банально оставлены на столе или, допустим, у ксерокса, к которому открыт доступ всем подряд.
Гриф секретности
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 10 Закона № 98-ФЗ предполагается нанесение на секретные материалы фирмы грифа «Коммерческая тайна». Видимо, инициаторы данной нормы посчитали, что если злоумышленник распространит сведения из «опечатанного» источника, то ему уж точно не удастся доказать, что он не знал о ее конфиденциальности.
Наносимый гриф секретности обязательно должен содержать полное наименование компании-обладателя и указание местонахождения на носителе такой информации. Подобная директива закрытости служит официальным охранным знаком, предупреждающим об ограничении свободного доступа к документу.
Однако такой способ указания на конфиденциальность удобен только в тех случаях, когда сведения отражены на бумаге. Если же информация находится, например, на электронном носителе, то нанесение грифа секретности может оказаться невозможным. Практики в таком случае предлагают «обойти гору», проставив «Коммерческая тайна» не на самих носителях, а на сопроводительной документации к ним.
Проставляя гриф о секретности информации, наиболее часто употребляют две степени «скрытности»: «Конфиденциально» и «Строго конфиденциально».
Тайны партнерских отношений
Эксперты журнала «Расчет» отмечают, что ценная информация может быть передана также сторонним фирмам в рамках деловой сделки. В таких случаях на страже коммерческой тайны со стороны государства помимо Закона № 98-ФЗ находится и Гражданский кодекс. Так, например, если речь идет о договоре подряда, то секретность сделки регламентирует статья 727 Кодекса, соглашение на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ – статья 771, а коммерческую концессию – статья 1032 того же Гражданского кодекса.
В любом случае контракт между участниками сделки должен определять условия охраны ценной информации, срок действия в отношении нее режима конфиденциальности, а также обязанность партнеров по возмещению убытков в случае разглашения определенных сведений. Помимо всего прочего сторонами могут быть оговорены условия сохранности коммерческой тайны в случае реорганизации или ликвидации одного из участников договора. Например, в каком порядке будет осуществляться возврат носителей, на которых содержится указанная информация, или же уничтожение их копий.