Бизнес перестраивается под новое поколение потребителей
Банкиры и ИТ-специалисты обсудили тенденции интернет-торговли и продвижения.
Современный бизнес должен учитывать особенности клиентов сетевого поколения. 26 мая, в День российского предпринимательства участники дискуссионной площадки АО «Деловая среда» в рамках Всероссийской конференции «Малый и средний бизнес: стратегия прорыва» обсудили, как B2B и B2C компаниям вести себя в условиях влияния новых социальных и информационных трендов.
На площадке «Деловой среды» Сбербанка, посвященной возможностям развития бизнеса с помощью интернета, собрались финансисты, разработчики программного обеспечения для бизнеса и специалисты в области интернет маркетинга. Открыл дискуссию генеральный директор АО «Деловая среда» Михаил Федоренко. Руководитель дочерней компании Сбербанка, интегрирующей финансовые и нефинансовые сервисы для малого и микро бизнеса, считает, что ориентировать бизнес нужно на современных потребителей.
«Цифровое общество сложно сплотить вокруг единой идеи, как например, это было с идеей коммунизма»
На цифровых технологиях уже выросло целое поколение – так называемое, «поколение Y». Люди старшего возраста также активно вовлечены в социальные взаимосвязи онлайн. Информационная революция изменила потребителей, отмечает Михаил Федоренко. «Цифровое общество сложно сплотить вокруг единой идеи, как например, это было с идеей коммунизма. Пользователи социальных сетей состоят в нескольких сообществах сразу. Создавать массовый продукт для таких разнонаправленных потребителей крайне сложно», - отметил он.
Потребители нового поколения требуют особого подхода. Генеральный директор АО «Деловая среда» выделил несколько основных факторов, которые следует принимать во внимание при работе с современной аудиторией как B2C, так и B2B компаниям. «Сетевое поколение не считает, что лучший сервис или продукт должны быть дороже. Не устраивает их разделение на VIP и не VIP клиентов. Представители этого поколения фактически не приемлют субординацию, у них размыто представление о стиле общения в разных социальных группах – они со всеми общаются по-дружески», - обрисовал Михаил Федоренко портрет современного потребителя онлайн сервисов.
Особенности разных поколений
По данным АО «Деловая среда», 83% всего онлайн рынка - это представители нового поколения. Товары повседневного спроса (одежду, обувь, мебель и другие товары для дома) они предпочитают покупать исключительно онлайн. Более того, по словам Михаила Федоренко, даже ювелирные украшения 62% молодых покупателей предпочтут подобрать в сети. «Еще недавно такое казалось немыслимым. Товары лакшери сегмента продавались исключительно в бутиках», - отметил Михаил Федоренко.
Чтобы удовлетворить потребности бизнеса «поколения Y» необходимо уметь быстро перестраиваться и предлагать самые разнообразные продукты и решения онлайн. Это вызов традиционным финансовым институтам, работающим с бизнесом. «Наша задача – создавать продукты и технологии, адекватные этим переменам, предугадывать завтрашний день. Только так банк будет современным и комфортным для своих клиентов», - заявил Михаил Федоренко.
«Развитие технологий снижает сложность запуска бизнеса. Это приведет к значительному росту доли компаний, не имеющих существенных материальных активов»
«Развитие технологий снижает сложность запуска бизнеса. Это приведет к значительному росту доли компаний, не имеющих существенных материальных активов», - считает вице-президент Сбербанка России, начальник управления развития малого бизнеса Андрей Шаров. Банки, которые не привыкли работать с такими компаниями в сфере кредитования, будут вынуждены менять свои подходы к работе с малым бизнесом. Сбербанк, по словам Андрея Шарова, видит возможности для расширения взаимодействия с малым бизнесом через дополнительные партнерские сервисы. По данным Андрея Шарова, дочка Сбербанка в Турции, например, активно использует партнерскую программу в привязке к корпоративной карте владельца бизнеса. Вместе с традиционным банковским обслуживанием клиент получает специальные предложения от 12 000 партнеров Банка. «Сейчас мы формируем аналогичную партнерскую сеть в России и через пять лет эти сервисы для банка станут выгоднее кредитов», - заявил Андрей Шаров.
По данным главного аналитика Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, аудитория российского сегмента интернета – 72 млн взрослых пользователей. 60,8 млн из них – так называемые, активные пользователи. Ежегодный прирост аудитории составляет 7,4%. Темпы роста активной части пользователей заметно выше – 8%. Половина интернет-аудитории в России – люди 35 лет. Близок к насыщению показатель проникновения интернета в группе пользователей от 18 до 24 лет. В общей сложности в этих возрастных группах показатель проникновения приближается к 90%. Аналитики отмечают резкий рост пользовательской активности среди россиян 35-44 и 45-54 лет. Зрелая аудитория растет на 10% и 20% в год соответственно. Именно за счет привлечения людей старшего поколения будет идти дальнейшее количественное прибавление аудитории Рунета.
В ближайшее время будет меняться структура работы в сети. Приоритеты основной части пользователей – молодого поколения очевидны уже сейчас. По мнению, Карена Казаряна, бизнесу необходимо принимать в расчет тенденции не последних 10 лет, а оглянуться на последние два года. Очевидная тенденция нашего времени – развитие мобильного интернета. За это время аудитория пользователей, которые выходят в интернет со смартфона или коммуникатора выросла на 34% и достигла чуть менее 26 млн пользователей. «Если у вас нет мобильной версии сайта, считайте – у вас нет сайта», - заявил Казарян. Основатель сервиса LP Generator (компания разрабатывает web-страницы для малого бизнеса) Максим Плосконосов считает, что интернет – средство коммуникации, позволяющее клиенту и поставщику найти друг друга, независимо от того, какой товар или услугу предлагает бизнес. По его оценке, будущее сайтов для бизнеса в их автоматизации. «Технологии в интернете рождаются каждый день и даже мне, представителю поколения Y, сложно успевать за невообразимой частотой обновления. Это изобилие зачастую ужасает человека, который только начинает осваивать продвижение и торговлю в интернете. Бизнесу нужны модели, которые позволяют быстро и недорого запустить бизнеса в интернете», - рассказал Плосконосов.
По данным представителя компании «Яндекс», крупнейшие источники трафика в интернете для малого и среднего бизнеса России – это поисковая и контекстная реклама. «Ищите клиентов там, где ищут вас», - посоветовал предпринимателям руководитель коммерческого направления «Яндекс» Евгений Ломизе. Он настоятельно советует регулярно проводить поисковую оптимизацию сайта компании, чтобы страница отвечала на правильный набор запросов.