Полный карантин: как «каникулы» отражаются на деятельности управляющих компаний?
Падение спроса
Закрытие объектов коммерческой недвижимости не могло не повлиять на работу управляющих компаний. Все участники рынка взаимосвязаны. Закрыты торговые центры, кафе, рестораны, салоны красоты. Большинство бизнес-центров также или прекратили работу совсем, или частично из-за перевода сотрудников компаний на удаленную работу.
Значительно упал спрос на услуги, у компаний больше нет возможности реализовывать свой продукт в том объеме, как раньше. Все это непременно отражается на финансовой прибыли: у многих она сокращается неумолимыми темпами. А если нет выручки, то нет и возможности платить управляющим компаниям.
У владельцев УК также встает вопрос существования управляющей компании после окончания эпидемии. Если расторгать отношения со всеми, кто не выполняет договорные обязательства в срок, то есть риск остаться без клиентов после завершения ограничительных мер. Поэтому приходится в короткий период времени принимать решения и находить компромиссы, что не может не сказываться на сотрудниках.
Падение прибыли
Прибыль facility-операторов существенно снизилась, сейчас она составляет около 3%. Объем оказываемых услуг сократился примерно на 30%, а затраты на фонд оплаты труда составляют порядка 70% от общей прибыли. Поэтому предсказать долгосрочные и даже ближайшие перспективы сейчас трудно. Профессиональные управляющие компании не относятся ни к малому ни к среднему бизнесу, помощь от государства им не предусмотрена.
Кроме этого, управляющие компании также несут ответственность перед подрядчиками, с которыми заключены договоры и есть необходимость исполнять обязательства. Это специализированные компании по обслуживанию лифтов, эскалаторов, чиллеров, вывозу отходов и многие другие. Если в торговом центре отключены эскалаторы и собственник потребовал исключить затраты на их обслуживание, УК должна незамедлительно решить вопрос с подрядчиком по их обслуживанию.
В основном, клиенты не уходят, так как полностью прекратить эксплуатацию объекта невозможно. Необходимо, чтобы работали системы отопления, противопожарные и охранные системы. Поэтому в основном мы получаем запросы на уменьшение объёма услуг, а не на полный отказ. В категорию тех, кто прекращает сотрудничество входят арендаторы помещений в ТЦ или БЦ, у которых такие системы как отопление, пожарная сигнализация уже входят в ставку аренды и оплачиваются по договору с арендодателем.
Большинство помещений сейчас не используется, поэтому снизился спрос на услуги клининга и проведение ремонтных работ по отделке помещений. К тому же есть перебои со снабжением, работой поставщиков. Это связано, в том числе, и с тем, что поставки из-за рубежа в настоящее время ограничены.
В сфере эксплуатации недвижимости можно отметить в качестве относительно новой услуги дезинфекцию помещений. Ранее она требовалась крайне редко, но теперь спрос на нее вырос. Многие заказчики пользуются ей в целях профилактики, а также в тех случаях, если на объекте недвижимости зафиксировали случай нахождения заболевшего вирусом человека.
Работа сотрудников в период кризиса
С момента, когда стала понятна угроза введения ограничений на перемещение сотрудников, ЧС или карантина, мы создали оперативный штаб для подготовки к подобным ситуациям. Был выработан комплекс мер для каждого возможного этапа введения ограничений, которые немедленно реализовывались. Мы организовали возможность проведения видеоконференций и оттестировали эти технологии ещё до того, как были введены ограничения на перемещения.
На удаленную работу перешли практически все работники центрального офиса. Но технических специалистов и клининговый персонал на удаленку перевести невозможно. Для многих «удаленка» стала настоящим испытанием на прочность, особенно для тех, кто не может полноценно жить без тесного общения с коллективом и тех, у кого дома дети, требующие постоянного внимания.
Но без минусов не было бы и плюсов. Среди преимуществ дистанционной работы отмечают возможность высыпаться, сохранять work-life баланс и возможность лучше концентрироваться при составлении сложных документов, так как в офисе коллеги и шум часто отвлекают от этого процесса. В нашей компании и ранее была налажена работа через «удаленный» рабочий стол, поэтому перевести работу в online-режим было не трудно.
Посткарантинный рынок
Очевидно, что эпидемия когда-нибудь закончится, но ее последствия будут ощущаться еще долго. Не стоит также забывать о втором существенном факторе для рынка – падение курса рубля. Это также окажет влияние на глубину и продолжительность кризиса в экономике. Управляющим компаниям понадобится минимум один год, чтобы вернуться к прежним финансовым показателям. И это при лучшем раскладе.
После кризисов 2008 и 2014 года финансовые показатели управляющих компаний уже никогда не вернулись на прежний уровень. Так что готовимся в очередной раз жить в новой реальности. И она, как обычно, менее оптимистичная, чем предполагалось ранее.
Мы ожидаем падение арендных ставок и уменьшение спроса на аренду. Вряд ли facility-операторы радикально изменят курс в сторону жилых объектов. Учитывая, что власти объявили запрет на штрафные санкции по неоплатам коммунальных платежей, многие собственники жилья восприняли это как сигнал прекратить оплату. УК в данной ситуации вынуждены нести некомпенсируемые затраты. Многие УК, специализирующиеся на жилье, могут не пережить этот период.
Кризис проверяет на прочность игроков рынка. Те, кто был менее подготовлен или медленнее других среагирует на случившиеся изменения, тот потеряет часть рынка. Соответственно, конкуренты, сумевшие быстро перестроиться, смогут разделить между собой то, что потеряют первые.
Автор: Сергей Калитов