Что важнее для малого бизнеса: деньги или прибыль?
Эксперт Русской Школы Управления Лариса Плотницкая рассказывает об эффективном управлении финансами компании в кризисное время.
«Здоровье» малого бизнеса обеспечивается благодаря балансу роста и наличия денежных средств.
«Смерть» наступает тогда, когда бизнес несет невосполнимые утраты ликвидности, т.е. он не в состоянии расплатиться по своим краткосрочным долговым или текущим обязательствам.
Владельцам малого бизнеса важно сосредоточиться на управлении денежными потоками, чтобы денежные средства были в наличии всегда. В этом им поможет система управления финансами ПЛОТЛИ.
Важно понимать разницу между денежными потоками (приток и отток средств) и прибылью (доходы за вычетом расходов).
Согласно системе ПЛОТЛИ малому бизнесу рекомендуется:
- Первоочередно,направлятьчасть денежных средствв сбережения и инвестиции -для развития бизнеса.
- Во вторую очередь,создавать резервный капитал - для покрытия периодов со слабыми поступлениями.
- В-третьих, тратить средства на условно-постоянные расходы, т.е. на оплату процессов, обеспечивающих жизнедеятельность бизнеса.
- Про расходы, которые демонстрируют состоятельность собственника бизнеса, а также расходы, в которых нет производственной необходимости, стоит забыть, так как реальной прибыли они не принесут. Эти расходы относятся к сектору РМ (расходы-маячки).
Многочисленные опросы собственников малого бизнеса, испытывающих трудности, подтверждают первостепенную необходимость в грамотном управлении деньгами, нежели наращивании прибыли. Перспектива остаться без денег становится реальностью в случае нарушения системы их распределения. Для того чтобы выжить, особенно в период кризиса, бизнес должен постоянно находить источники денежных средств. Исключив расходы, которые относятся к сектору «расходы-маячки», бизнес может избежать ряда проблем с нехваткой денег.
Для управления остатками денежных средств в соответствии с долгосрочной стратегией в бизнесе должны быть выработаны правила для каждого случая:
- привлечение долгосрочного финансирования;
- покрытие краткосрочных дефицитов денег;
- вложение краткосрочных избытков денег;
- вложение долгосрочных избытков денег.
Это поможет малому бизнесу обеспечить бесперебойную операционную деятельность в части обеспечения денежными средствами тогда, когда это необходимо.
В период кризиса особенно остро встает вопрос управления денежными потоками. Компании, которые смогли до кризиса сформировать резервный капитал, чувствуют себя гораздо увереннее. Успешные руководители, направляя в первую очередь денежные средства в сбережения и инвестиции, сейчас демонстрируют устойчивость, в отличие от руководителей, которые до кризиса «сливали» деньги в сектор расходов-маячков, например, приобретали автомобили повышенной комфортности за счет заемных средств.
Еще один важный момент - заемные средства. Банки охотно дадут вашему бизнесу заемные средства для расходования их на инвестиции даже в кризис.
Конечно, нельзя забывать и про регулярный мониторинг затрат из сектора УП. Важно устранять статьи расходов, которые могут привести к банкротству бизнеса.
Узнать больше об управлении финансами компании и грамотном построении бюджета можно, пройдя обучение на соответствующих курсах