Дарья Фалина: «Работа в сегменте «фрэш» не прекратится и в кризис»
«Фреш» - это особенный сегмент рынка продовольственных товаров, который многие аналитики называют одним из самых перспективных и быстро растущих. Главная причина довольно проста: сегодня все больше людей заботится о своем здоровье и начинает искать как можно более свежие продукты, причем это касается не только свежих овощей и фруктов, но и продуктов с метками «эко» и «био».
Но вместе с радужными перспективами роста, этот рынок таит в себе и большие сложности, в числе которых особенности организации логистики, о которых мы сегодня поговорим с Дарьей Фалиной, коммерческим директором FM Fresh (подразделение FM Logistic).
В чем особенность логистики товаров категории "фреш"?
В первую очередь нельзя забывать, что продукция категории «фреш» имеет достаточно короткий срок жизни. По этой причине товар должен вовремя оказаться в конечном пункте в той качественной составляющей и с тем сроком годности, которые дадут возможность реализовать продукцию. Самое главное – при работе с товаром категории «фреш» нет права на ошибку ни на одном этапе цепи поставки - перевозке, хранении или переупаковке - так как это может повлечь за собой серьезные проблемы в виде дальнейшего списания продукции, а, следовательно, привести к потерям как у самих ритейлеров, так и у любого логистического провайдера, который работает в данном сегменте.
Какие специальные технологии используются при работе с товарами категории «фреш»?
Основной критерий, который необходимо соблюдать – это температурный режим. На сегодняшний день выделяется порядка четырех видов товара категории «фреш» с разными температурными режимами. Например, при температуре 0С +2С и +2С +4С, можно работать с молочной и мясной продукцией, рыбными консервами, свежей рыбной продукцией и некоторыми видами экзотических фруктов, овощей и зелени. При температуре +6С +8С – с основной массой овощей и фруктов, наиболее востребованных покупателями. Существует отдельный температурный режим для бананов, +10С +14С.
Для работы с качеством товара очень важно обращать внимание на малейшие детали: например, должная упаковка - любой логистический провайдер подтвердит, что если будет замят хотя бы один из 20 коробов на паллете, то при перевозке неминуемо может произойти замятие всего товара, и фактически это приведет к выбрасыванию всей паллеты. Зачастую это достаточно большие расходы, которые ложатся на плечи либо ритейлера, либо логистического провайдера. К порче товара может также привести невнимательная приемка продукции на хранение или в магазине. Товар может быть принят на склад уже ненадлежащего качества или со сроком годности в один день, и, соответственно, реализации он уже не подлежит.
Есть ли изменения на рынке в объемах перевозок и спроса на складирование "фреша", и с чем они связаны?
Многие ритейлеры планировали в 2015 году выйти на прирост порядка 40% к тому же периоду, что и в 2014. Но, к сожалению, этого не случилось, приблизительный прирост сейчас составляет 10%. Дело в том, что сейчас нет изначально запланированного объема, и произошло это из-за замещения импорта товарами локальных поставщиков.
Это касается и складских услуг, тот ажиотаж, который наблюдался в начале и середине прошлого года не оправдывается в 2015. Однако это не значит, что работа прекратилась. Логистическим провайдерам пришлось адаптироваться и переориентироваться с прямого импорта клиента (переупаковка, русификация и т.д.) на операции с российским товаром, приходящим уже сразу в том виде, котором он должен попасть на полки в магазины.
Какие схемы работы предпочитает ритейлер в связи с изменениями на рынке? Какие услуги предпочтительнее – хранение или транспортировка, или же запрашивается комплекс сервисов?
В реалиях сегодняшних условий многие перешли на старые схемы – когда большинство поставщиков своими силами осуществляют доставку в магазины, минуя хранение на складе и транспортировку логистическим оператором. После перехода на взаимодействие с локальными поставщиками многие ритейлеры перешли на схему, когда товар вообще перестал проходить через склад из-за маленьких объемов заказов.
Переориентирование происходит в целях сокращения затрат на логистику. Однако при таких схемах иногда случаются потери для ритейлера, так как не все магазины имеют большие зоны хранения и приемки товара, и продукцию могут некачественно принять. В таких случаях приходится утилизировать товар.
Если говорить в целом о том, какие услуги сейчас наиболее востребованы ритейлерами, то, как и всегда, каждый индивидуально подходит к решению этого вопроса. С одной стороны, во избежание риска не справиться с большими объемами, например, в высокие сезоны, ритейлеры не отдают комплекс задач в одни руки. Они дополнительно привлекают транспортные компании и персонал для работы с зачастую заранее подготовленным товаром.
Однако с точки зрения планирования всех этапов логистики проще положиться на провайдера с комплексом услуг, так как ответственность за выполнение всей логистической цепочки лежит на одних плечах, то есть даже претензию по качеству можно предъявить одному юридическому лицу, а не выяснять, на каком именно этапе и у какого из поставщиков услуг произошла ошибка в схеме работы.
Каковы Ваши прогнозы на самое ближайшее время по состоянию рынка продукции категории «фреш»?
Сегмент «фреш» - это продукция массового потребления. Люди не могут прекратить покупать товары первой необходимости, поэтому работа в сегменте не прекратится, возможно, только снизится запланированный объем.
Автор: Светлана Золотар
Источник: New RetailОригинал: http://new-retail.ru/persony/darya_falina_rabota_v_segmente_fresh_ne_prekratitsya_i_v_krizis1173/
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий
Базы данных (БД) стали мощными инструментами в работе любого современного предприятия. Но мало просто ...
28.01.2019
Многие компании знают ИТ-аутсорсинг только с одной стороны. Они передают приходящим или удаленным ...
Требуется: