Идем по следу «фирмы-однодневки»
Вы доверяете своему контрагенту? Если нет или репутация партнера вызывает сомнения, то следует провести проверку в отношении данного лица. Ведь сотрудничество с «фирмой-однодневкой» грозит неблагоприятными последствиями.
Термин «фирма-однодневка» знаком каждому, да и последствия сотрудничества с таким контрагентом небезызвестны. Данное понятие широко используется налоговиками, хотя оно не содержится ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Между тем для облегчения работы инспекторам и в помощь плательщикам ФНС России в письме от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84 указала, что под «фирмой-однодневкой» следует понимать юрлицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т. п.
При этом у налоговой отсутствуют как полномочия, так и обязанности по проверке достоверности документов, которые представляет на регистрацию юрлицо. Следовательно практически все попадают в зону риска и, возможно, заключают договоры именно с «фирмами-однодневками». Если такое происходит, то выясняется данное обстоятельство чаще всего лишь при налоговой проверке.
Сотрудничество с такими контрагентами чревато. Налоговая может обвинить вас в получении необоснованной налоговой выгоды. Так как «однодневки», по сути, не платят налоги или перечисляют их в минимальных размерах.
Внимание
Чаще всего минимальные суммы налогов все-таки уплачиваются «однодневками». Делается это для создания видимости законопослушности. С отчетностью ситуация обстоит так же: она либо не сдается, либо в ней отражается все по минимуму.
ФНС России в письме от 24 мая 2011 г. № СА-4-9/8250 рекомендовала переносить ответственность за сотрудничество с «фирмами-однодневками» на их законопослушных контрагентов, которые ведут реальную хозяйственную деятельность. Это связано с тем, что «однодневки» в большинстве случаев не обладают никакими денежными средствами и другими активами, соответственно взыскать с них долги по налогам практически невозможно. Налоговики воспринимают данные рекомендации как постулат. В результате добропорядочным партнером «однодневок» отказывают в списании расходов и в вычете НДС.
Чтобы избежать подобных последствий, необходимо доказать, что при выборе контрагента была проявлена должная степень осмотрительности (постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 200 г. № 53). А еще лучше до заключения договора выявить «фирму-однодневку» и отказаться сотрудничать с ней.
Высокие риски
Прежде всего в приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговое ведомство рекомендует исследовать риски, связанные с характером взаимоотношений. Для этого необходимо оценить наличие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
Подозрения также вызывает отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т. п.).
Наличие подобных признаков, по мнению ФНС России, свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента инспекторами как проблемного (или «однодневки»). Сделки, совершенные с таким контрагентом, скорее всего, будут признаны сомнительными.
особые правила
Отсутствие информации о контрагенте в открытом доступе усугубляется наличием доступной информации (например, СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т. д.) о других участниках рынка, в том числе предлагающих аналогичные товары по более низким ценам.
Дополнительно налоговое ведомство выделяет ряд обстоятельств, которые повышают риски. Речь идет о ситуациях, когда одновременно присутствуют следующие обстоятельства:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил и обычаев делового оборота. Например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафные санкции, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т. п.;
- отсутствие очевидных свидетельств (копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в исполнении сделки с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье, включая металлолом, продукция промысла и т. п.);
- отсутствие реальных действий плательщика или его контрагента по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика или его контрагента на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
- существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т. п.
Чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем, указывает ФНС России, выше степень его налоговых рисков.
В связи с этим налоговое ведомство рекомендует организациям исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период, а также уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств). Такие действия по самостоятельной оценке рисков должны помочь своевременно учесть откорректированные налоговые обязательства при отборе налоговиками объектов для проведения выездных проверок.
Уведомление производится путем подачи в ИФНС по месту нахождения организации уточненных деклараций за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков) фирмам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России в Приложении № 5 к приказу от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.
В аналогичном порядке компания может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на официальном сайте ФНС России.
Как указывает налоговое ведомство, получившая уточненные декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, ИФНС проводит камеральную проверку в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса. Дополнительные документы у организации в таком случае не истребуются.
Факт подачи «уточненки» с целью снижения (исключения) рисков инспекторы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок в сочетании с другими критериями.
При наличии у ИФНС информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства в отношении компании, заявившей о мерах, предпринятых для снижения рисков, решение о назначении выездной проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.
Проверяем партнера
При намерении заключить договор фирма в первую очередь начинает подбирать контрагента, который бы ее устроил. В частности, обращают внимание на цены, установленные на товар (работу, услуги), качество выполнения обязательств, сроки и т. д. Но это еще не все. Для того чтобы избежать разбирательств с налоговой, да и с будущим партнером, лучше всего проверить, не является ли он «однодневкой».
В законодательстве до сих пор не установлен перечень действий, которые необходимо осуществлять для исследования надежности контрагента. Но, с другой стороны, в приказе ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ приведен список критериев, которые рекомендовано использовать при самостоятельной оценке рисков при заключении сделки с поставщиками. Также существуют многочисленные письма ФНС и Минфина России, в которых приводятся различные способы выявления недобросовестных фирм. Да, возможно не слишком удобно работать с информацией, которая не собрана в одном документе, но это все же лучше, чем ничего.
Так, самыми актуальными в выявлении «фирм-однодневок» являются следующие действия. Во-первых, проверка того, что контрагент действительно зарегистрирован в качестве юрлица и информация о нем содержится в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо запросить у партнера копию соответствующего свидетельства.
При этом можно проверить, не исключена ли фирма из ЕГРЮЛ на момент представления запрошенных документов. В этом поможет сайт ФНС России
Также можно запросить выписку из ЕГРЮЛ и у налоговой. В данной выписке содержится информация об учредителях контрагента и лицах, которые наделены правом действовать от его имени без доверенности. Но в данном случае предоставленная услуга не будет бесплатной (за каждую выписку взимается плата в размере 200 руб., а при необходимости срочного получения — 400 руб.).
Обратите внимание на то, что проверка факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ может свидетельствовать о проявлении должной осмотрительности. Данное мнение выразили специалисты Минфина России в письмах от 3 августа 2012 г. № 03-02-07/1-197, от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340.
Во-вторых, надо проверить адрес будущего контрагента и убедиться, что он не является адресом массовой регистрации. Данную информацию можно найти на сайте ФНС. Не помешает уточнить, действительно ли фирма находится по указанному ей юридическому или фактическому адресу.
В-третьих, контрагенту необходимо направить запрос о получении копии свидетельства о постановке на учет в налоговой.
В-четвертых, следует запросить и проверить копии учредительных документов. ФНС России в письме от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84 разъяснила, что это является необходимым действием.
В-пятых, следует обратить внимание на полномочия лиц, которые представляют интересы контрагента. В данном случае надо запросить документы, которые будут подтверждать наличие у представителя права подписи и ведения переговоров от лица партнера (письмо Минфина России от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177).
В-шестых, не помешает проверить репутацию и платежеспособность контрагента, возможные риски, связанные с неисполнением обязательств, а также наличие ресурсов, необходимых для исполнения договора. Такое мероприятие осуществляется при помощи запроса:
- писем от фирм, подтверждающих сотрудничество с данным контрагентом;
- справки о наличии квалифицированных специалистов;
- справки о состоянии расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
- балансов и отчетов о прибылях и убытках и т. д.
Рассмотреть информацию о данной фирме, которая находится в Интернете или печатных изданиях, так как отсутствие в общедоступных источниках сведений о контрагенте является для инспекции одним из признаков «фирмы-однодневки».
Также к мероприятиям о выявлении «однодневок» можно отнести: запрос копии лицензии (если наличие обязательно), паспорта руководителя; проверку наличия действующего расчетного счета; запрос информации у налоговой о привлечении контрагента к ответственности и т. д.
Обратите внимание: в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ контрагент не может отказать в представлении копий учредительных документов, различных свидетельств, перечне лиц, которые наделены правом подписи и т. д., ссылаясь на коммерческую тайну.
Так как процесс проверки является трудоемким и может потребовать каких-либо затрат, лучше всего разработать внутренний документ, в котором будет закреплен порядок проведения всех необходимых мероприятий. В данном документе подробно излагается, какие документы и сведения необходимо собрать по каждому контрагенту в зависимости от того, какая сделка заключается (крупная или нет). Также указывается, какая информация о партнере должна собираться до заключения договора и какие данные будут контролироваться во время исполнения договора.
Не лишним будет указать сотрудника или их группу, в чьи обязанности будет входить проверка партнеров. При этом функции данных работников должны быть четко регламентированы (сбор необходимых документов и сведений о контрагенте; анализ и сопоставление собранных сведений; запрос или самостоятельное получение дополнительных данных о контрагенте; принятие решения о возможности заключения договора с контрагентом и т. д.).
Все этапы проверки лучше всего фиксировать в отчете. В нем также отражаются возможные риски и рекомендации по их снижению, и делается итоговое заключение о возможности заключения сделки с контрагентом.
О.В. Шабайкина, налоговый консультант