Портрет современного российского предпринимателя
Интервью с Вероникой Жуковой, руководителем отдела Citigold - подразделения Ситибанка по управлению состояниями обеспеченных клиентов
- Тема поддержки малого и среднего бизнеса в России очень популярна и активно обсуждается как в прессе, так и в среде чиновников разного уровня. Однако горячее желание ознакомиться с какими-то более-менее четкими исследованиями особенностей ведения собственного успешного дела в нашей стране или главных потребностей предпринимателей обычно наталкивается на препятствие в виде отсутствия информации по этим вопросам. Вероника, я знаю, что аналитики вашего банка постоянно проводят исследования потребностей деловых и состоятельных россиян как раз с целью выяснения деталей, я права?
- Да, действительно, мы регулярно проводим такую работу. В частности, в конце 2009 года Ситибанк совместно с Российским микрофинансовым центром провел исследование сегмента обеспеченных россиян – владельцев малого и среднего бизнеса в России.
- Расскажите о полученных результатах подробнее, пожалуйста.
- Впервые в центре исследования оказалась роль личности – владельца малого бизнеса. В процессе изучения мы решили ответить на следующие вопросы: что помогает предпринимателю быть успешным, невзирая на все сложности, где проходит грань между бизнесом и собственными финансами, как повлиял кризис на его работу и жизнь? Исследование делало попытку ответить на эти и многие другие вопросы и представляло статистическую информацию, как о потребительском сегменте владельцев, так и о секторе малого бизнеса в целом.
- Итак, кто же он, современный представитель малого и среднего бизнеса?
- Как правило, это мужчина (их около 75%), средний возраст – 33–46 лет, имеет семью и одного-двух детей. Более 80% предпринимателей имеют высшее образование. Несмотря на кризис 2009 года, почти половина обеспеченных россиян-предпринимателей смотрят с оптимизмом на перспективы развития своего бизнеса, предполагая рост уже в этом году. Но кризис повлиял во многом на поведение в отношении трат. Так, несмотря на то что обеспеченные владельцы малого и среднего бизнеса по-прежнему покупают предметы роскоши, и делают это в среднем в два раз чаще, чем другие обеспеченные россияне, например топ-менеджеры, в целом исследование показывает, что они стали в большей степени продумывать свои расходы. Доля необязательных расходов снизилась, более того, предприниматели стали на 20% чаще тратить личные сбережения на поддержку бизнеса, что говорит о повышении ответственности бизнесменов.
- Как я понимаю, в исследовании вы сравнили структуру трат состоятельных предпринимателей с группой богатых людей, не являющихся владельцами какого-либо бизнеса. Действительно, отношение данной группы людей к личным финансам – интересная тема. Отличаются ли их потребности и поведение в отношении управления своим капиталом от других обеспеченных россиян, которые не являются владельцами своего бизнеса?
- Безусловно, есть много общего – например, как и другие обеспеченные россияне, малые предприниматели больше заботятся о сохранности сбережений, чем об их преумножении, но тенденция к инвестированию усиливается, и число активных инвесторов увеличивается. В отличие от топ-менеджеров, обеспеченные россияне – владельцы МСБ держат в 3 раза меньше ликвидных активов и примерно в 2 раза реже инвестируют в российские инвестиционные фонды. Интересен тот факт, что предприниматели больше обеспокоены планированием будущего своей семьи и в 2,5 раза чаще приобретают страхование жизни.
- Каким способом предприниматели чаще всего расходуют собственные средства в личной жизни?
- Что касается форм оплаты, то обеспеченные россияне – владельцы МСБ предпочитают оплачивать покупки наличными, а кредитные карты используют в основном для крупных приобретений.
- Существуют ли какие-то предпочтения в среде бизнесменов разного уровня в отношении банковского сервиса?
- Говоря о предпочтениях данной группы в отношении банковских услуг, надо отметить тот факт, что в силу высокой занятости эти люди ценят те услуги и привилегии, которые позволяют им в первую очередь экономить время. Ситибанк готов помочь малому предпринимателю и в управлении его бизнесом, предлагая современное и удобное банковское обслуживание для компании, и в управлении его личными финансами – это привилегированное банковское обслуживание Citigold.
- Приведите, пожалуйста, примеры специализированного обслуживания, которое направлено на удовлетворение потребностей преуспевающих бизнесменов.