Пути исповедимы. Часть 4: Сбор экономической информации
Далее собираем для анализа основную экономическую информацию, которая в том числе (но это далеко не все) включает в себя следующие вопросы:
1. Вид бизнеса, очень подробно. Как делается бизнес. Нарисовать схему движения товарных и финансовых потоков. Наложить на эту схему цифры.
2. Количество людей, которые хотя бы 1 раз в год получают от предприятия какие либо деньги, вне зависимости от того, проводятся они по бухгалтерии или нет. Где и как оформлены эти сотрудники.
3. Оборот предприятия (общий доход) в месяц за последние 6 месяцев (год) и в неделю.
4. Сколько денег при этом показывается официально по бухгалтерии (в процентах от оборота).
5. Сколько, в процентах, грязной прибыли проводиться по бухгалтерии в официальной фирме.
6. Какие типы юридических лиц используются (ИП, ООО, ЗАО, Общественные организации и как они используются.
7. Какие системы налогообложения используются и как.
8. Какова затратная часть предприятия и как это оформляется по бухгалтерии (или не оформляется).
8.1. Затраты с НДС.
8.2. Затраты без НДС.
8.3. Расходы предприятия(ий) в % от грязной прибыли по следующим основным фондам: Фонд заработной платы, фонд обязательных платежей (аренда, коммуналка, электроэнергия, связь и т.д.), фонд рекламы, фонд совокупных налогов государству, фонд развития, учредительский фонд и так далее. Нарисовать в виде круговой диаграммы.
9. Типы поставщиков – работают ли они легально или нет. Какие системы налогообложения используют. Проводят ли сделки по своей бухгалтерии. Если не все проводят – то сколько и как. Дают ли вообще какие либо документы.
10. Как осуществляются платежи поставщикам, нал, безнал, после обналички, в долларах, евро, рублях, используются ли платежные карточные системы. От кого платятся эти деньги.
11. Какие виды юрлиц используют клиенты потребители.
12. Какие системы налогообложения они используют. Работают ли они с НДС.
13. Как оформлены и как платится арендная плата, коммуналка, электроэнергия и т.д.
14. Сколько налогов заплатили за последние два квартала. По квартально. Суммы фактически уплаченных налогов по видам: НДС, НП, Страховые взносы, НДФЛ, НИ, ТН, ЕН при УСН (ЕНВД), ПФ при УСН (ЕНВД), ФСС при УСН (ЕНВД) и т.д.
15. Дают ли взятки. Кому, когда и как.
16. Имеются ли на предприятии система откатов. Как она работает. Кому даются эти откаты, сколько процентов от количества сделок они составляют. Сколько процентов от грязной прибыли они составляют.
17. Были ли на предприятии какие либо проверки. Кто это был и как они проходили. Все очень подробно.
18. Функции фирм холдинга.
…………………………………………………………………………………………
50….. Вопросов может быть много, 50 и более.
Далее:
1. После сбора всей информации, она анализируется и разрабатывается два – три варианта новой полностью легальной структуры, с соответствующим обоснованием и полными ссылками на законы РФ.
2. Каждый вариант обсчитывается на предмет совокупного налогообложения в привязке к совокупной прибыли. В каждом случае необходимо нарисовать диаграммы распределения денег по фондам (в %) подробно расписав налоги.
3. Выбрать лучший вариант и далее с этим выбранным вариантом надо сделать следующее:
3.1. Нарисовать, в соответствии с выбранным вариантом схему движения товарных и финансовых потоков.
3.2. Сравнить с тем, как это было раньше. Цель – не сломать работающие схемы зарабатывания денег.
3.3. Проиграть варианты налогового и финансового планирования.
4. Написать план внедрения корпоративной структуры, внедрения легальной работы. План, в том числе, должен содержать следующие пункты:
4.1. Соблюдение признаков работы в соответствие с ситуацией как-есть, т.е. без искажений, без подделки документов, без натяжек, без оправданий и так далее. Оформлять только те операции, которые реально присутствовали.
4.2. Соблюдение признаков самостоятельности юрлиц.
4.2.1. Наличие помещения в собственности или аренде.
4.2.2. Наличие имущества в собственности необходимого для выполнения производственных функций.
4.2.3. Наличие в штате необходимого персонала и так далее.
4.3. Соблюдение основных правил отраженных в 53 Постановлении Пленума ВАС.
4.4. Основные этапы плана следующие:
4.4.1. Подготовить правильные учредительные документы (тут есть ряд особенностей) и зарегистрировать, перерегистрировать фирмы.
4.4.2. Подготовить все необходимые договора.
4.4.3. Подготовить новые штатные расписания и подготовить перемещение персонала через увольнение.
4.4.4. Подготовить клиентов к новым условиям работы (здесь отдельная программа).
4.4.5. Точно определить и расписать функции компаний, обязательно с учетом деловой цели реорганизации, не допускать частого пересечения функций, явной взаимозависимости, явного нарушения ст. 40 НК при трансфертном ценообразовании и так далее.
4.4.6. Определиться кто и что из персонала будет делать.
4.4.7. Легализовать з/п персонала в новых компаниях.
4.4.8. Перераспределить, выделить и т.д. имущество. Обезопасить основные активы (недвижимость, землю).
4.4.9. Подписать с поставщиками и потребителями договора.
4.4.10. Провести анализ и по максимуму собрать все расходы с НДС, перевести все что можно (в затратах) на НДС.
4.4.11. Провести работы и определить кто из поставщиков мог бы потреблять вашу продукцию без НДС. Определиться как?
4.4.12. Отработать какое то время на малых оборотах.
4.4.13. Сделать налоговое и финансовое планирование.
4.4.14. Сделать необходимую коррекцию.
4.4.15. Полностью перевести бизнес на легальные рельсы.
4.4.16. «Убить» грязные предприятия.
4.4.17. Еще раз сделать криминальный аудит.
5. Учредителю, ген. Директору, финдиректору, главбуху пройти обучение по ВСЕМ вариантам оптимизации налогов и в особенности по тем, что будут присутствовать в выбранном варианте корпоративной структуры. Все эти варианты абсолютно легальны и неоднократно публиковались в деловых изданиях. Это может быть все что угодно, например:
5.1. Общество с ограниченной ответственностью увольняет директора (ген. Директора, исполнительного директора) и нанимает в качестве руководителя общества Управляющего Индивидуального предпринимателя на УСН, база Доходы (6%). Между учредителем (одним из учредителей, по поручению собрания учредителей) и Управляющим заключается договор управления.
5.2. Между Управляющим (ген. Директором) и одним из учредителей, зарегистрированном в качестве ИП на УСН 6% заключается договор Информационно консультационного обслуживания.
5.3. Между ООО на ОСН и ООО на УСН (дочка) база Доходы минус Расходы (15%) заключается договор Поставки (купли продажи) и ООО на ОСН продает «дочке» товар с минимальной торговой наценкой. Здесь можно сосредоточить торговый персонал, персонал занимающийся маркетингом, рекламой и т.д. Аналогично п. 4.
5.4. Между ООО на ОСН и ООО на УСН (еще одна дочка) база Доходы (6%) заключается договор Агентирования. Принципал платит Агенту вознаграждение за найденных клиентов, выполненные поручения по поставке продукции в интересах Принципала, реализованный клиентам товар.
5.5. ООО ОСН заключает договор с фирмой (ИП) на ЕНВД (еще «дочка») договор поставки и продает ей товар по сниженной цене.
5.6. Создание Обслуживающей компании на УСН 15% и заключение договора о предоставлении услуг (Аутсорсинг) с фирмой на ОСН. В обслуживающей компании можно сосредоточить следующий персонал: уборщицы, грузчики, охранники, и т.д.
5.7. Вывод (правильный вывод) части персонала из ООО на ОСН в фирму на УСН 15%. Затем регистрируется новое ООО на ОСН и уже ей сдается персонал в аренду (аутстафинг).
5.8. Вывод всего автотранспорта в фирму на ЕНВД и заключение договора о предоставлении транспортных услуг с фирмами группы компаний на ОСН и УСН 15%.
5.9. Вывод из ООО ОСН здания и земли на ИП УСН 6% (ООО УСН 6%), с последующей сдачей в аренду этого имущества дочкам Группы компаний (в том числе ООО на ОСН).
5.10. Создание между организациями Группы простого товарищества с заключением договора о Совместной деятельности и распределении прибыли.
5.11. Перевод производственной компании на УСН 15%. Далее, фирма на ОСН закупает сырье и передает его по договору Толлинга на переработку в производственную компанию, выплачивая ей за работу необходимое вознаграждение (на зарплату людям).
5.12. Фирма А берет заем у фирмы Б, выдавая ей вексель с большим дисконтом. Фирма Б продает этот вексель физическому лицу с минимальной торговой наценкой. Физлицо, через некоторое время погашает этот вексель по номиналу у фирмы А.
5.13. На одного из владельцев регистрируется ИП УСН 6% (либо все это делается на ООО) и на ИП регистрируются все права на авторство. Далее ИП предоставляет за плату фирмам холдинга авторские права, торговую марку, франшизу и так далее (коммерческая концессия).
5.14. К прибыльной ООО на ОСН присоединяется убыточная компания на ОСН.
5.15. Часть заработной платы сотрудников на ОСН заменяется компенсациями.
5.16. Часть работников ООО на ОСН регистрируются в качестве ИП на УСН 6%, с ними заключаются договора Гражданско-правового характера.
5.17. Часть сотрудников ООО на ОСН увольняется и регистрирует организацию на УСН, где все они учредители. Далее между организациями заключается соответствующий договор. Основной доход сотрудники новой организации получают в виде квартальных дивидендов.
5.18. Регулярная уценка имущества в ООО на ОСН.
5.19. Трансфертное ценно образование при экспорте или импорте с применением организаций зарегистрированных в оффшорных зонах.
5.20. Уменьшение прибыли за счет создания резервов.
5.21. Перенос уплаты налога на прибыль на более поздний срок. В договоре поставки прописать что момент перехода прав собственности на отгружаемый товар не в момент отгрузки, а в момент поступления товара на склад покупателя. Применимо в рамках холдинга.
5.22. При переводе имущества из одного ООО в другое ООО (на УСН) в качестве вклада в уставной капитал, чтобы снизить или убрать совсем налог на прибыль, нужно что бы оцененная стоимость передаваемого имущества равнялась его остаточной стоимости по данным налогового учета.
5.23. Использование схемы факторинга для пополнения оборотных средств. При этом все затраты на работу с Фактором списываются и уменьшают налог на прибыль и НДС.
5.24. Использование при ЕНВД следующих доп.способов. 1й. При торговле со склада (или торговый зал переоборудуется под склад) оборудуются только торговые места для продавцов и не оставляется ни какого места для торгового зала. Тогда налог платится с торгового места. 2й. Часть зала оформляется как подсобные, складские и административные помещения. 3я – зал превращается в выставочный. 4й – большой зал делится на более мелкие, часть сдается в аренду и продажа осуществляется через комиссионеров.
5.25. И так далее.
6. После обучения возможна коррекция плана работы. Основной принцип: чем проще тем лучше. И второй принцип: налоги платить нужно и не нужно жадничать. Третий принцип: бизнес легализовывать постепенно. Обычно это занимает от 6 до 9 месяцев.
7. Всем сотрудникам (руководителям отдельно) пройти обучение по безопасности и юридической защите бизнеса. Без этого обучения вся проделанная работа может стать бессмысленной. Это включает в себя порядок поведения во время проверки, методика выстраивания отношений с госорганами и так далее. Примечание: в силу ограниченности площадей, дальнейшие пункты не расписываются подробно.
8. Подготовить методику периодического контроля бухгалтерии и контролировать бухгалтерию.
9. До конца внедрить налоговое планирование.
10. До конца внедрить схему управления, отчетности … оргполитку (здесь требуется большая работа и это десятки пунктов).
11. Внедрить финансовое планирование.
12. Получать удовольствие и хотя бы раз в год проверять бизнес и корректировать его работу в соответствие с изменениями законов РФ.
Что же организация имеет на выходе? Каковы потери в доходах за счет легализации финансовых потоков?
Об этом в следующей части статьи.
Автор статьи
Туров Владимир Викторович